HTML Макеты. Создание простейшего макета Создание структуры веб-страницы

Всем привет, друзья. Сегодня мы затронем очень важную тему - быстрая и правильная HTML верстка макетов. Углубимся в проблему, разберем все возможные способы ускорения верстки без потери в качестве на всех этапах. Данный вопрос интересует очень многих веб-разработчиков, интересовал и меня, когда я уже углублялся более серьезно в веб-разработку. Теперь, я с радостью поделюсь накопленными знаниями, хитростями и фишками скоростной верстки, чтобы вы, дорогие мои друзья, смогли заработать больше денег за единицу времени. Ведь именно скорость верстки влияет на то, какую колбасу вы будете кушать на завтрак. Обычно медленные веб-дизайнеры кушают на завтрак колбасу за 80 рублей из эмульсии шкурок, в то время, как более прозорливые и быстрые - хорошую докторскую за 900 рублей/кг. Конечно, есть много веб-дизайнеров, которые скажут - "Я выполняю работу вдумчиво и качественно, соответственно, медленно". Я не буду долго углубляться в психологический анализ, но это отговорки и самооправдание. Можно верстать очень быстро и качественно, это не картину маслом малевать.

Класснуть

Запинить

Давайте проанализируем, какие этапы нам приходится выполнять в процессе верстки. Это позволит нам выявить основные проблемы и узкие места верстки, которые можно автоматизировать или ускорить. К слову сказать, ускорение HTML верстки, собственно и заключается в автоматизации (использование инструментов) и в ускорении (ваша скорость печати, предварительный анализ, сообразительность).

1. Анализ макетов и подготовка к верстке

Пойдем по хронологии ваших действий - от работы с PSD макетом (или другим исходником), до, собственно говоря, верстки. Конечно, немаловажную роль играет макет, который нарисовали до вас или вы сами наваяли, так как правильно подготовленный макет позволит вам сэкономить кучу времени. В конце данного урока я приведу памятку для дизайнера по подготовке макета к верстке. А пока представим, что вы простой верстальщик и по определенным причинам вам пришлось верстать макет дизайнера, которому глубоко плевать на ваши проблемы и который слабо представяет, что делют с его макетом далее. Это типичная ситуация в настоящее время.

1.1 Визуально разбейте макет на повторяющиеся части, определите сетку

Первое, что вам необходимо сделать - это открыть макет и проанализировать. Потратьте на это некоторое время, ознакомьтесь с повторяющимися частями макета . Например, если это Landing Page - повторяющиеся части - это секции, у которых, скорее всего, есть очень много одинаковых заголовков. Если это многостраничный сайт, то на всех страницах должна быть шапка и подвал. После визуального ознакомления с макетом (макетами), определите базовые переменные и параметры проекта, используя ваш препроцессор и подготовьте страницу с заготовками кода.

Вообще, очень важную роль в скорости работы играет использование CSS фреймворков. Не зависимо от того, стилизуете ли вы все элементы CSS фреймворка, например, Bootstrap или используете только сетку - вы ускоряетесь до скорости света при позиционировании элементов на странице и решении вопроса с адаптивностью сайта. Чаще всего, в наше нелегкое время, требуется именно адаптивная верстка. Если вы - веб-стдия, хотите выполнять проекты быстрее и порадовать ваших верстальщиков (если у вас такая система распределения обязанностей), научите веб-дизайнеров пользоваться сеткой. Недовольные возгласы о стандартизации веб-дизайна и ограничениях можно проигнорировать, мы не картины на Невском рисуем, а значит нужно использовать эффективные и быстрые инструменты для максимальной стандартизации. Не в ущерб качеству, конечно. Сетка будет не лишней точно и даст крепкую основу для верстки.

Если вы - самобытный верстальщик 80lvl и считаете, что сами сможете сделать сетку проекта лучше Bootstrap - разработайте вашу собственную сетку, протестируйте и подключите к вашему проекту. Проект без сетки - геморрой на долгие года, благоприятная и теплая среда для размножения HTML костылей в будущем.

1.2 Определите параметры проекта

Не зависимо от того, используете ли вы какой-либо CSS фреймворк, обязательно используйте CSS препроцессор. Это очень важно, так как позволит вам сэкономить время на написании CSS. Открывая любой свой выполненный проект я с ужасом наблюдаю, как много времени было потрачено на написание CSS, можно сказать, что 60-70% работы на этапе верстки - это написание CSS. И было бы логично данный этап автоматизировать. Я рекомендую использовать препроцессор Sass, но здесь вы можете выбрать любой препроцессор, который вам нравится. Если вам понравился Sass синтаксис, рекомендую ознакомиться с руководством Sass для самых маленьких , где я рассказываю о преимуществах использования препроцессора и привожу примеры, которые демонстрируют эффективность верстки с использованием Sass. Довольно трудно объяснить новичку преимущества использования препроцессора, но ребята, которые, как говорится, "уже хлебнули", понимают, на сколько это эффективный инструмент. Думаю, после выполения верстки 10-15 макетов к вам придет это понимание, а пока просто поверьте мне на слово - верстать с CSS препроцессором быстрее .

Создайте файл _typography.html , подключите к нему все необходимые стили и библиотеки. Это будет ваш базовый плацдарм с типовыми элементами. Исходя из данных открытого в графическом редакторе макета, определите такие параметры проекта, как:

  • Базовый шрифт. Определяется для селектора body . Это размер и шрифт текста на текстовых макетах сайта, например, на странице "Статья" или размер и шрифт текста наиболее часто повторяющихся текстовых блоков на макете Landing Page. Если не смогли определить размер, так как, например, все элементы одностраничника разные, напишите font-size: 16px, это среднее значение по больнице. Отобразите базовую верстку в _typography.html;
  • В файле _vars.sass определите переменную акцентного цвета и остальных явных цветов макета. Здесь и далее я буду приводить в пример и менно Sass, но вы можете без труда спроецировать информацию на ваш препроцессор. Постарайтесь задавать интуитивно понятные названия переменным и комментировать переменные, чтобы в дальнейшем не запутаться;
  • Пройдитесь по всем страницам проекта и определите заголовки от h1 до h6 (Размеры, капс/некапс, шрифт, цвет). Сделав это заранее, вы сэкономите около 10 минут вашего времени или 1 часа, с учетом времени на прокрастинацию. Также определите инверс для заголовков и цвета текта. Добавьте родительский класс .dark-section ко всем заголовкам и тегам типографики p, blockquote, ol, ul , если в вашем макете есть секции "светлым по черному". Отобразите базовую верстку типографики в _typography.html;
  • Также было бы полезно сразу определить типографику вашего проекта. Для тега body определите такой параметр, как line-height , обычно это 1.4 - 1.7 без указания единиц измерения. Расстояние между строк базового текста должно быть ориентировочно такое-же, как на макете в графическом редакторе. Здесь очень важную роль играет ваш глазомер, он очень сильно влияет на скорость вашей работы. Вам не придется измерять линейкой всё и вся, если ваш глазомер работает как надо. Данный скилл, к сожалению, развивается только с опытом и я не могу представить себе упражнения лучше, чем верстка, сам рабочий процесс.
  • Определите кнопки. В вашем макете, наверняка есть кнопки. Определите параметры самой большой кнопки и используйте CSS модификатор для получения кнопок другого размера. Не определяйте заранее отношение элементов к "внешнему миру", такие как float , только внешний вид. Единственное, опытным путем было выявлено, что чаще всего кнопки наиболее универсальны по отношении к внешним элементам, если определены, как display: inline-block по-умолчанию. Отобразите базовую верстку кнопок в _typography.html;
  • На ваше усмотрение, определите другие специфичные конкретно для вашего проекта параметры и повторяющиеся блоки заранее. Если вам кажется, что можете что-то забыть - комментируйте.
  • 1.3 Ускоряем экспорт данных из макета

    Раньше было такое понятие, как "Нарезка изображений" или "Нарезка макета". Сейчас такое определение не совсем корректно и более подойдет Экспорт данных из макета . Экспорт данных заключается в экспорте изображений и определении параметров для CSS.

    Если вы пользователь Photoshop, вы можете использовать плагины для определения CSS свойств, такие, как CSS Hat. Отличная альтернатива подобным плагинам и инструментам - развитый глазомер. Когда у вас будет достаточный опыт, вы естественным образом откажетесь от подобных инструментов. Обратите внимание, что копируя абсолютно все CSS свойства из CSS Hat, вы будете верстать несколько быстрее, но потеряете в качестве и возможностях кастомизации. Дело в том, что CSS Hat не всегда правильно определяет отношение элементов к другим. Там где нужен padding, он определяет margin, там где нужна резиновая ширина или значение в процентах, он определяет фиксированные значения. Поэтому развивайте глазомер и храните базовые параметры в переменных.

    Для быстрого экспорта картинок достаточно пользоваться новым Adobe Photoshop или Adobe Experience Design. У первого достаточно кликнуть на слое правой кнопкой мыши и вырать пункт Quick Export As PNG. В Adobe XD процесс экспорта изображений также прост и даже есть возможность экспорта нарисованных иконок в формат SVG. На данном этапе не слишком заморачивайтесь оптимизацией изображений, так как это задача для таск-менеджера. Об этом чуть позже.

    Что касается иконок:

  • Если это сложные иконки или иконки-изображения, которые предположительно должны меняться контент-менеджером через админку сайта - экспортируйте их как png и подключайте в тег img, как обычные картинки;
  • Если это "фиксированные" иконки, которые ни под каким предлогом не будут изменены на сайте и контент-менеджеру их менять незачем (например, иконки телефонов, почты, карты и т.д.), можете объединить их в спрайт и использовать через CSS, задавая одной картинке разные координаты background-position . Данную операцию можно автоматизировать с помощью Gulp плагина css-sprite . Хотя можете сделать сами, если иконок немного, просто разбив направляющими поле на матрицу из квадратов заданной ширины и высоты. К Gulp вернемся чуть позже и подробнее рассмотрим важность таск менеджера в быстрой верстке. Только предварительно убедитесь, что дизайнер не использовал какой-либо шрифтовой айконпак. Если это так то достаточно будет подключить соответствующий айконпак к проекту;
  • Если это одноцветные простые иконки, также убедитесь, что дизайнер не использовал шрифтовой айконпак. Если это так то подключите соответствующий айконпак к проекту. Чаще всего используется шрифтовой айконпак Font Awesome. Если иконки самобытные - переведите их в вектор и создайте свой шрифтовой айконпак. У нас есть урок на эту тему: Создание шрифтового Icon Pack с использованием сервиса Fontello .
  • 2. Скорость печати

    После того, как вы подготовили все материалы, экспортировали картинки, сделали шрифтовой Icon Pack проекта, подготовили все иконки, настроили проект, можно приступать к верстке. Думаю, очевидно, что если вы хорошо знаете теги и CSS свойства, узким местом в скорости может быть только скорость набора символов на клавиатуре в процессе HTML верстки и написания CSS свойств. Для прокачки данного скилла более, чем достаточно освоить какой-либо метод быстрого набора символов на клавиатуре. Методов много и эта информация легко гуглится. Занимайтесь, практикуйтесь и все получится. Здесь также немаловажную роль играет практика именно верстки.

    Мне как-то написал начинающий веб-разработчик, который сетовал на то, что его мечты о легком заработке не оправдались и за верстку макета Landing Page на биржах фриланса ему предлагают 2000 руб. Он отправил мне примерный макет. Я спросил, сколько бы он взял за этот макет денег, на что бедолага ответил мне - 10-12 т.р. Если бы мне предлагали на верстку LP за 2000, когда у меня была небольшая пригоршня опыта, как у этого парня, я искренне был бы рад таким возможностям. Конечно, сейчас верстка в моем исполнении стоит несколько дороже этой цифры, но если бы я брал такие проекты за 2т.р, с текущей скорость работы я без проблем поднимал бы 4-5 т.р в день без потери в качестве, работая по 7 часов в день. Не густо, но уже не плохо. Вообще, признаюсь вам, друзья, меня подбешивают нытики, у которых все плохо, у таких всегда будет куча отговорок и бублик в кармане. Поэтому оставим эту историю и двигаемся дальше к нашей цели верстать быстро и качественно. 3. Используйте Emmet и/или Jade

    Я люблю Emmet. Благодаря этой полезной штуке, моя работа в 10 раз быстрее, чем без нее. Без лишних слов, просто посмотрите урок: на YouTube .

    Также, вы можете использовать Jade или любой другой HTML препроцессор. Штука тоже удобная и классная, но для моих задач хватает Emmet с головой. Вангую много недовольных поклонников Jade, но несмотря на все преимущества и фишки, include для меня не многим проще вставки шапки Ctrl+V, а репит миксина не легче того-же Ctrl+Shift+D. Теоритически, если подумать, изменив шаблон миксина, можно не заморачиваться с переверсткой однотипных накопированных элементов, но таких ошибок я не допускаю, да и крупные проекты не по моей части, поэтому, надобности в ускорении подобных моментов нет. Пробуйте, друзья, экспериментируйте, может вам понравится такой инструмент:-)

    4. Используйте ваши наработки

    Используйте Github Gist для сохранения ваших наработок, кусов кода, блоков и даже целых секций. Всего того, что вам может оперативно пригодиться в процессе верстки. У нас есть урок по настройке Github Gist в редакторе Sublime Text для быстрого доступа и поиска нужного гиста: урок на YouTube с таймкодом на подключении Gist и отдельный урок по Gist .

    5. Используйте таск-менеджер

    Использование таск менеджера, например, Gulp - важнейший элемент быстрой работы над версткой. С помощью таск-менеджера вы сможете автоматизировать такие моменты, как: создание рабочего веб-сервера с автообновлением страницы при сохранении в редакторе кода; удобное использование препроцессоров; автоматизация рутиных задач, таких, как оптимизация изображений, сжатие CSS, JS, если нужно, то и HTML и многие другие задачи.

    Вы можете также использовать инструменты типа Prepros, но Prepros - это не Gulp. Для Gulp существует тысячи полезных плагинов - от работы с файловой системой, создания спрайтов, до генерации шрифтовых иконок и многое другое. Очень часто меня спрашивают, в чем разница между Gulp и Prepros, вот вам и ответ. За один раз вы сможете настроить целый комбайн, построить нейросеть задач и пустить по трубам горячую воду, все будет автоматически работать и экономить ваше время при работе над более или менее сложными проектами.

    6. Изучайте jQuery

    Если бы данное руководство было написано для Front-End разработчиков, все сводилось бы к изучению JavaScript и его фреймворков, таких, как Angular. Но я не силен во Front-End, как и в программировании в целом, моя стихия - веб-дизайн, поэтому пусть настоящий глубокий фронтенд остается на закуску акулам прграммирования. Чаще в процессе верстки приходится решать несколько другие задачи. А именно: анимация каких-либо блоков, настройка сортинга в таблицах, создание табов и аккордеонов, подключение библиотек, определения фоллбека для SVG файлов, определение параметров документа для несложных операций и прочие мелкие скриптовые работы. Для этих целей нет лучше библиотеки, чем любимой всеми верстальщиками jQuery. Она проста, элегантна и обрасла огромным количеством плагинов, которые решают практически все необходимые задачи маленьких и средних проектов.

    Практикуйтесь в решении каких-либо задач с использованием jQuery, изучите базу (благо, там немного) и разминайте мозг, создавая интересные динамические элементы и jQuery плагины.

    jQuery не просто так был вынесен в отдельный пункт. Чаще всего узким местом верстки по времени являются многочасовые затупы над скриптами проекта и чем лучше вы разбираетесь в jQuery, тем быстрее выполняете проекты без изнурительного поиска решений на Stack Overflow.

    Для решения типовых задач (карусели, галереи, попап окна, валидация форм и т.д.) используйте jQuery плагины, не стоит писать свои велосипеды - это долго, нестабильно и неэффективно в большинстве случаев.

    Гайд для веб-дизайнеров по подготовке макетов для быстрой верстки

    В принципе, многое описано в статье "Как стать крутым веб-дизайнером ", но здесь я приведу основные пункты именно по подготовке макетов к верстке и правильной организации работы, которые, соответственно, ускорят работу в целом:

  • Не увеличивайте фотографию больше ее оригинального размера - в верстке такое фото будет некачественным;
  • Не масштабируйте графику непропорционально - такой дефект версткой точно не исправить;-);
  • Не применяйте режимы наложения слоев, отличные от обычного (Normal) - в верстке НЕВОЗМОЖНО воспроизвести какие-либо режимы наложения, как в графическом редакторе;
  • Старайтесь не применять фильтры на изображения, которые должны иметь несколько состояний (обычно и при наведении, например). Все наложения, изменения - только посредством наложения нового слоя. Всё должно быть легко воспроизведено в HTML верстке. К ретуши и подготовке фото это не относится;
  • Не масштабируйте фотографию до конвертации в смарт объект - верстальщик сам определит размер изображения в Responsive верстке, сохраняйте оригинал смарт-объекте;
  • Обрезайте фотографию только посредством обтравочной маски для фигуры, оригинал фотографии, как и в предыдущем пункте, должен быть сохранен в смарт объект - не забывайте: "Каждый раз, загружая изображение для сайта и скругляя его вручную в фотошопе, где-то в мире плачет один котенок...";
  • Если вы рисуете иконки в Photoshop, не растрируйте их в уменьшенном размере. Не забывайте, что макету еще предстоит этап верстки и все иконки необходимо будет векторизовать. Оригинальные смарт объекты с иконками должны быть достаточно крупными для качественной трассировки;
  • В идеале, у вас должны быть все плоские иконки и графика в формате SVG, в отдельной папке. Если вы ленивый дизайнер - предусмотрите возможнсть качественной конвертации или экспорта иконок в SVG;
  • Всегда создавайте отдельную папку со всеми используемыми шрифтами в формате TTF или OTF. Иконочные шрифты также должны быть размещены в этой папке;
  • Создавайте макеты 1 в 1 (72 пикс. на дюйм). При 100% отображении макеты должны быть в таком же масштабе, в котором предполагается результат HTML верстки;
  • Обязательно используйте в работе какую-либо систему сеток. Можно разработать самому, но я рекомендую использовать систему сеток Bootstrap. Ширину контента можно кастомиировать от оригинальной ширины Bootstrap сетки, для этого можно использовать плагины для создания сеток в случае, если вы пользователь Photoshop;
  • Сразу отвечу на самые ожидаемые и каверзные вопросы по верстке:

    1. Adobe Muse и подобные инструменты? - да, можно использовать и это будет быстро. Если только ваш проект не крупнее односложного одностраничника, который не нуждается в развитии, продвижении и системе управления.

    2. Как быть с Perfect Pixel? - я искренне уверен, что Responsive Design и Perfect Pixel понятия разные и даже не совместимые. Я, как веб-дизайнер, конечно, обладаю некоторыми чертами перфекциониста, но если идея хороша, она будет блистать и в Responsive верстке, если идея, простите за выражение, говно, то хоть сколько ее не полируй и подгоняй по пикселам, она так и останется неработающим высером. Поэтому включите ваш дар убеждения, запаситесь аргументами и проведите беседу с вашим клиентом относительно бесполезности такого излишнего перфекционизма.

    3. Почему бы все картинки не сделать спрайтами, ведь тогда будет всего один запрос к серверу? - есть изображения, которые должны загружаться контент-менеджером. Вряд ли контент-менеджер сможет быстро и безболезненно вычислить координаты новой добавленной в спрайт картинки. Не забывате о тех, кто будет обслуживать и наполнять сайт.

    4. Где кончается грань верстки и начинается Front-End , это разве не одно и то же? - все просто, если стоит задача разработать сложный интерактивный интерфейс какого-либо сервиса или веб-приложения, где нужна тесная работа с базой данных - это Front-End. Такие уникальные проекты выходят за рамки области компетенции и бюджета одного фрилансера, чаще всего подобные задачи ставятся команде разработчиков и подходы к таким проектам совершенно другие.

    Вёрстка страницы представляет собой процесс разработки структуры html-документа, результатом которого является веб-страница. Структура веб-страницы определяется соответствующими html-тегами. Теги — прямоугольные блоки-контейнеры для содержимого — не отображаются в окне браузера. Они сообщают браузеру о типе контента, а браузер на основании этой информации выводит на экран их содержимое — текст или медиа-файлы.

    Как создать структуру страницы с помощью блоков (блочная вёрстка) 1. Как разбить макет страницы на секции

    Чтобы создать макет страницы, необходимо выделить основные разделы (секции) документа. Подробнее о секционных элементах вы можете прочитать в статье .

    Стандартная веб-страница содержит следующие секции:


    Рис. 1. Основные секции страницы

    Мы не будем использовать элемент , так как он поддерживается не всеми браузерами.

    Элементы , и — блочные, поэтому они будут занимать всю ширину их блока-контейнера — элемента . Страница с такой разметкой будет хорошо смотреться на небольших экранах, но на устройствах с большим разрешением текст таких страниц будет неудобно читать. Поэтому необходимо добавить тег-контейнер для контента — содержимого каждой секции:


    Рис. 2. Основные секции страницы с тегом-контейнером

    и задать для него максимальную ширину, внутренние отступы, которые будут отделять контент от краёв экрана устройств с небольшим разрешением, а также внешние отступы, позволяющие выровнять контейнер по середине родительского блока:

    Container { width: 100%; max-width: 1024px; /*максимальная ширина может иметь другое значение*/ padding: 0 15px; margin: 0 auto; }

    Таким образом мы получили каркас для нашей страницы (высота секций в данном случае виртуальная, так как без содержимого секции имеют нулевую высоту).

    2. Разметка шапки сайта и позиционирование её элементов

    Приступим к разметке первой секции, так называемой шапки веб-страницы. Элемент предназначен для группировки вводной информации и навигационных средств по странице/сайту. Добавим внутрь тега логотип сайта и навигационные ссылки:

    LOGO


    Рис. 3. Шапка сайта с добавленными логотипом и ссылками

    Logo { float: left; } nav { float: right; } nav ul { margin: 0; padding: 0; list-style: none; } nav li { display: inline-block; /*один из способов разместить элементы в строку*/ }

    Существует несколько способов разместить блочные элементы в строку. Все они приведены в уроке .


    Рис. 4. Эффект схлопывания блока-контейнера

    Обратите внимание, что после того, как мы применили обтекание, шапка исчезла. Это произошло потому, что плавающие элементы (для которых задано свойство float) изымаются из нормального потока и родительский контейнер больше не видит их высоту, поэтому и элемент и элемент внутри него с классом.container схлопнулись. Чтобы исправить эту ситуацию, воспользуемся очисткой потока для элемента с классом.container:

    Container:after { content: ""; display: table; clear: both; }

    Также добавим ему вертикальные отступы, отделяющие элементы внутри него от краёв шапки. В результате стили будут иметь следующие вид:

    Container { width: 100%; max-width: 1024px; padding: 15px; margin: 0 auto; }
    Рис. 5. Очистка потока

    Рассмотрим ситуацию, когда в качестве логотипа выступает картинка. Она может быть добавлена непосредственно внутрь тега или же в качестве фонового изображения. Картинка будет иметь свою высоту, которая может сильно отличаться от высоты меню навигации, поэтому перед нами встанет проблема вертикального выравнивания элементов шапки.


    Рис. 6. Логотип-картинка

    В нашем примере высота логотипа равна 38px , поэтому чтобы выровнять ссылки меню по высоте по середине шапки, нужно задать для них соответствующую высоту строки:

    Nav a { text-decoration: none; line-height: 38px; } Рис. 7. Выравнивание ссылок меню шапки

    3. Создание сетки для основной части страницы

    Основная часть страницы чаще всего представляет собой сетку из блоков разной ширины. Позиционирование таких блоков осуществляется также с помощью свойства float . Каждую строку блоков обернём дополнительным блоком с классом.row:


    Рис. 7. Сетка основной части страницы.col-1-2 { width: 50%; float: left; } .col-1-3 { width: 33.3333333333%; float: left; } .col-1-4 { width: 25%; float: left; } .col-2-3 { width: 66.6666666667%; float: left; }

    Для элемента с классом.row также применим очистку потока:

    Container:after, .row:after { content: ""; display: table; clear: both; }

    Чтобы отделить ряды друг от друга, можно добавить нижний внешний отступ:

    Row { margin-bottom: 15px; }

    Высота блоков сетки определяется высотой их содержимого, поэтому она может быть разная:


    Рис. 8. Разная высота элементов сетки

    Высоту блоков можно зафиксировать, указав её явно, например, .row div {height: 100px} . Но в этом случае нужно быть уверенным, что при добавлении адаптивности макету содержимое блоков не будет выходить за край блока.

    Если необходимо задать фоновый цвет для блоков ряда, то это можно сделать следующим образом: для элемента с классом.row добавим новый класс, который позволит стилизовать только этот ряд (получится.row row-one), укажем для него фоновый цвет меньшего по высоте блока, а для высокого блока зададим его собственный цвет, то есть таким образом мы сделаем фоновую подложку.

    Lorem ipsum dolor sit amet. Duis lobortis tempor tortor vel iaculis. Fusce volutpat commodo lacus, eget vestibulum lorem semper at. .row-one { background: lightblue; } .col-2-3 { width: 66.6666666667%; float: left; background: seashell; }
    Рис. 9. Фоновая подложка

    Если основная секция страницы содержит только два блока, то дополнительный ряд-обёртку можно не добавлять:

    4. Разметка подвала страницы

    Подвал страницы, или нижний колонтитул, обычно содержит информацию о копирайте, дополнительные ссылки и т.п. Вся эта информация также размещается в столбцах, которые могут быть одинаковой или разной ширины.

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы сформировать так называемый макет сайта не с помощью (вчерашний день верстки), а с помощью элементов Div . Т.е. нам нужно будет на дивах построить верхнюю часть (шапку), нижнюю часть (футер) и три колонки для примера.

    Кстати говоря, такую задачу мы с вами уже решали, когда я писал о .

    Казалось бы, что повторяться не стоит, но я и не собираюсь этого делать. Сегодня будет описан принципиально другой способ верстки сайта , а также параллельно рассмотрим назначение директив @import и @media (с впереди) в уже изученном нами (на базовом уровне, конечно же) языке стилевой разметки CSS.

    Верстка сайта на блоках — а оно вам надо?

    Более того, мы с вами на текущий момент уже успели разобрать и язык Html по косточкам, опираясь при этом на первоисточник в лице консорциума . Однако, думаю, что не все прониклись моими увещеваниями и сразу же бросились изучать , а также .

    И я вас даже отчасти понимаю. Ведь само по себе знание этих вещей не принесет вам ни славы, ни богатства, а только отнимет кучу времени, которое можно было бы потратить на гораздо более приятное занятие. Равно, как умение пользоваться столовыми приборами не гарантирует вам наличие вкусной еды на вашем столе. Однако, в нужный момент это может пригодиться и сыграть не маловажную роль.

    Я сам лет десять-двенадцать назад решил во что бы то ни стало изучить Html, но застопорился в самом начале, по-моему, на и довольно быстро охладел к этой затее, предпочтя издевательствам над отупевшим мозгом захватывающую игру в очередной шутер.

    Да, да, когда-то игры были моим хобби, а сейчас этим хобби стал сайт, и у меня появилась возможность реализовать на практике часть из описанных мною когда-то . Причем по аналогии с играми количество заработанных мною денежных знаков воспринимается по-прежнему как какие-то виртуальные очки, показывающие насколько успешно я продвигаюсь вперед.

    Видать это уже неискоренимо, хотя моя супруга за последние несколько лет довольно кардинально поменяла свое отношение к моему очередному увлечению (жаль, что именно она будет проверять эту статью на наличие грамматических ошибок, а то бы я описал все происходившие изменения поподробнее), ибо данный блог вопреки всем ее первоначальным ожиданиям и сомнениям дает реальный выхлоп в виде шуршащих купюр (читайте про то, как законно материализовывать цифирьки на экране в цифирьки на расчетном счете индивидуального предпринимателя.

    В общем, это лирическое отступление сделано не случайно, ибо я хочу сказать, что Html и CSS являются малыми кирпичиками в построении вашего интернет бизнеса, но владение и понимание принципов верстки сайтов даст определенное количество очков вперед перед теми, кто этими знаниями пренебрег.

    Общий успех веб проекта зависит зачастую именно от таких мелочей, разбирательство с которыми легко (а зачастую и очень даже приятно) можно задвинуть в дальний угол. Я вот только одного не могу вспомнить — что мне позволило перешагнуть тот невидимый барьер, сотканный из лени и вялости мышления. Возможно, что просто так легли карты. Поэтому пожелаю вам тоже преодолеть этот барьер, но не могу сказать как именно это сделать.

    Ладно, продолжим с теми кто не переключился. Как построить макет сайта с помощью элементов Div и стилевых правил? Давайте посмотрим. Естественно, что имитировать работу этого макета мы будет на локальном компьютере, просто свалив все нужные нам файлы в одну из его папок. Никаких хостингов и . Для понимания принципов это будет излишним.

    Итак, приступаем к верстке. Для начала создаем и обзываем папку для хранения файлов нашего будущего веб проекта, а затем создаем внутри нее текстовый файлик с расширением.html и названием index. Также создаем внутри этой папки еще одну, которую обзываем CSS (в ней будут жить наши внешние файлы стилей).

    Можно будет добавить еще папку, куда будем кидать картинки используемые при верстке сайта, которые будут являться его частью (фоновые изображения). Предварительно советую оптимизировать или, другими словами, по максимуму.

    Ну, а теперь скопируйте приведенную чуть ниже «рыбу» в свой index.html. Для работы с кодом довольно удобно использовать , хотя, при обладании навыком работы, более функциональным решением может оказаться Дримвьювер:

    Главная

    Вначале как всегда должна идти , назначение которой подробнейшим образом описано в приведенной по ссылке статье. Внутри тега meta мы указываем для его правильной интерпретацией браузером, при открытии в нем нашего проекта. Каждый документ в должен иметь заполненный (заголовок страницы), поэтому мы и его добавили в «рыбу».

    Понятно, что сайт является таковым по определению из-за принадлежности всех составляющих его документов к одному доменному имени, однако для посетителей главным аргументом будет служить схожее оформление его веб страниц, и именно это нам нужно будет учесть при верстке.

    Следовательно, у нас должен иметься внешний файл со стилями, который будет применяться абсолютно ко всем страницам. Но кроме этого могут существовать еще и дополнительные CSS файлы, позволяющие, например, разным разделам веб проекта выглядеть чуток иначе.

    Следовательно, переполнение левой или правой колонки не вызовет пропорциональное увеличение блоков с ID vnutr и vnesh (плавающие элементы на высоту своих родителей или, другими словами, контейнеров не влияют), а значит контент вылезет за их пределы, наедет на футер и вообще выйдет за границы макета. Беда.

    Но у нас имеется четвертый блочный элемент с ID podporka, который не содержит никакого контента (а значит и не будет виден на веб странице) и которой предназначен именно для устранения этого казуса. В коде obdhiy.css мы пропишем для этого селектора простое правило . Вследствие этого блок с ID podporka приобретет полезное нам свойство — он будет учитывать любой плавающий перед ним элемент (имеется в виду, расположенный выше в коде).

    Т.о. при увеличении контента в правой или левой колонке произойдет пропорциональное смещение вниз элемента с ID podporka, а т.к. этот тег уже не является плавающим, то блоки с ID vnutr и vnesh будут его учитывать и пропорционально увеличивать свой размер по вертикали:

    Теперь вроде бы все работает правильно. Однако, наша верстка сайта еще не закончена. Допустим, что мы сделали в index.html таким образом макет главной страницы, а вот для какого-нибудь другого раздела вид макета должен будет отличаться (например, там должно быть не три, а только две колонки). Как выходить из этой ситуации?

    Понятно, что для этой цели придется использовать отличный от index.html файл. Для этого содержимое index.html можно скопировать в новый файлик, например, razdel.html, т.к. править уже существующий код будет проще, чем писать его заново.

    Ну и файлик с таблицами каскадным стилей нам придется новый использовать, например, razdel.css. Вот именно в них мы и будем вносить изменения, а заодно посмотрим поподробнее, как же именно использовать директиву @import в таких случаях.

    Давайте начнем с razdel.html:

    Раздел ...

    Мы изменили заголовок страницы Title и поменяли название подключаемого файлика стилей на razdel.css. При этом, естественно, необходимо будет в папке CSS этот самый файл стилевой разметки создать. Осмелюсь вам напомнить, что для index.html мы подключали стилевую разметку через osnovnoy.css, в котором была прописана одна единственная директива @import для подгрузки правил из файлика obdhiy.css:

    @import url(obdhiy.css);

    Мы не будем оригинальными в нашей умной версте и в самом начале нового (еще пустого) стилевого файла пропишем абсолютно такую же директиву. Тем самым мы получим опять-таки трехколоночный макет, однако, дописав чуть позже всего несколько правил, мы запросто превратим его в двухколоночный. Даже не так. Мы создадим еще один файлик в папке CSS с названием dvekolonki.css и следующим содержанием:

    #right { display:none; } #center { margin-right:0; } #vnesh { background-image: none; }

    Что мы сделали? Мы запретили отображать правую колонку на веб страницы с помощью . Так же мы убрали внешний отступ справа для центральной колонки, ибо в нем уже нет необходимости. Ну и в завершении мы запретили показывать фоновую картинку все в той же правой колонке. В общем, мы эту правую колонку в нашем макете раздела полностью аннигилировали.

    Ну вот, теперь для завершения верстки двухколоночного макета осталось только этот самый dvekolonki.css подключить в файлике razdel.css, окончательное содержимое которого будет теперь выглядеть так:

    @import url(obdhiy.css); @import url(dvekolonki.css);

    Все правила, стоящие в коде ниже (из dvekolonki.css), будут иметь приоритет более высокий, а значит именно их действо мы и будет наблюдать на веб странице. В результате при открытии razdel.html вы уже сможете наблюдать двухколоночный вариант макета:

    Собственно, дополнительной нашей задачей было рассмотреть варианты использования директивы @import в современной верстке сайтов , с чем, я считаю, мы справились.

    Теперь еще осталось продемонстрировать работу директивы @media, о которой я заикнулся в начале статьи. К верстке она имеет весьма опосредованное отношение, но все же не сказать о ней было бы, наверное, недальновидно.

    Верстка макета для печати с помощью директивы @media

    Директива @media может пригодиться не вам, а вашим читателям, которые захотят распечатать вебстраницу без всяких там графических изысков и лишней информации. Пользователям при этом нужен будет только контент, который расположен в центральной колонке. Шапка, футер, левая и правые колонки ему не нужны — только текст статьи.

    При предварительном просмотре печати в любом из современных браузеров можно, конечно же, отключить печать фона, т.е. цветового оформления, но обозреватель не всегда сможет отделить самостоятельно зерна (контент) от плевел (навигации), поэтому нам придется ему в этом помочь, чтобы не надеяться на авось.

    Кроме того, при печати пропадет то основное, что делает Интернет таким популярным — возможность перехода по гиперссылкам на другие страницы. На бумаге все ваши гиперссылки станут абсолютно не информативными , если об этом не позаботиться заранее. Давайте добавим в наш трехколоночный макет гиперссылки и посмотрим как это все будет выглядеть при попытке распечатать веб страницу.

    Таким образом пользователь, распечатавший такую вебстраницу, никогда не узнает, а какой блог все же является самым лучшим. Итак, давайте займемся нюансами верстки для печати , и в этом нам поможет уже упомянутая директива @media.

    Имеется две возможности указать с помощью media то, для какого именно устройства нужно применять данные стили. Можно указать атрибут media в теге Link, с помощью которого подключаются внешние стилевые файлики. Но в этом случае браузер будет делать лишний запрос к серверу, что не есть хорошо. Однако, такой способ имеет право на жизнь и выглядеть это безобразие будет примерно так:

    У атрибута media можно использовать и другие значения:

  • all — используется по умолчанию и означает, что данный файл стилей нужно будет использовать для абсолютно любых устройств вывода
  • braille — устройства для чтения пальцами (для слепых или слабовидящих)
  • handheld — КПК, смартфоны и прочая мелочь
  • print — принтеры
  • screen — экраны мониторов пользователей, на которых они будут просматривать ваш сайт
  • speech — речевые браузеры
  • projection — проекторы
  • tty — телетайпы и прочая рухлядь, на которой нельзя использовать размерность в пикселах
  • tv — старый добрый телевизор
  • В приведенном чуть выше примере мы, с помощью атрибута Media, подключили к веб документу отдельный файл стилей для отображения на мониторе и отдельный для вывода на печать (print.css). Нам как раз подобное и нужно реализовать в этом уроке верстки, но лучше будет сделать это немного другим способом, с использованием именно директивы @media прописанной в файле стилей.

    Если вы обратили внимание, то при таком способе верстки, который выбрали мы (с использованием @import), у нас имеется общий файлик стилей, который подключается всегда через эту самую директиву — obdhiy.css. Вот именно в нем мы и начнем колдовать.

    @media имеет свой собственный синтаксис:

    @media screen, tv{ набор селекторов и правил, которые будут выполняться только в случае вывода веб страницы на указанные чуть выше через запятую устройства }

    В нашем файлике obdhiy.css не будем заключать все уже имеющиеся правила внутрь директивы @media screen, достаточно в самом его конце просто дописать необходимые CSS правила для вывода документа на печать с помощью @media print :

    @media print{ *{ color:#000 !important; background:transparent !important; } html { font:10pt serif; } #footer, #header, #left, #right { display:none; } #center { margin:0; } a:after{ content:" (" attr(href) ")"; } }

    Если вы помните, то селектор * означает применение всех этих стилевых правил для абсолютно всех элементов Html кода. Правда такой селектор имеет минимальный из возможных приоритетов, поэтому задавая цвет для всех элементов черным, а фон прозрачным, с помощью правил color и background, мы вынуждены не доводить дело до подсчета приоритетов с помощью установки .

    Для селектора Html мы прописали задание умолчательного шрифта в , ибо принтеру так понятнее. Ну и шрифт задали любой с засечками (serif). C помощью display:none мы запретили отображения обвеса (шапки, футера и колонок), а с помощью margin:0 разрешили контенту из средней колонки занимать все доступное пространство по ширине.

    Последний селектор a:after заковырист и, чтобы лучше понять о чем именно он говорит, советую пробежаться по следующим публикациям про () и . Но нужен он нам для довольно простой цели — увидеть на бумаге, куда именно ведут гиперссылки .

    Псевдоэлемент after позволяет осуществлять генерацию контента во время построения документа браузером. After позволит нам добавить URL адрес гиперссылки сразу после того места, где эта самая ссылка проставлена. Делается это с помощью специального CSS правила content, которое работает только для двух псевдоэлементов: after и before.

    Внутри правила content мы прописываем в кавычках пробел и открывающую круглую скобку, а затем через пробел добавляем содержание

    Уважаемый читатель, этой статьей я открываю цикл статей, посвященных вёрстке.
    В первой части будет описано, как это сделать с помощью стандартных средств на чистом HTML и CSS. В последующих частях рассмотрим как сделать тоже самое, но с помощью современных фреймворков и CMS.

    Часть 1. Верстка стандартными средствами Преимущество данной верстки состоит в том, что код получается более «чистым», а значит быстрее загружается и легче изменяется под специфические нужды. Недостаток такой верстки заключается в том, что она требует значительно больше времени, чем при использовании фреймворков.

    Итак, давайте приступим. В качестве нашего подопытного мы возьмем бесплатный psd шаблон Corporate Blue от студии Pcklaboratory.

    Структура файлов Первым шагом давайте создадим простую структуру файлов для наших файлов.
    • Создаем папку с названием нашего проекта, например Whitesquare.
    • В ней создаем пустой файл index.html.
    • В папке проекта создаем папку css с пустым файлом styles.css.
    • В папке проекта создаем пустую папку images.

    Предварительный осмотр После создания структуры файлов открываем psd файл в Photoshop. Важно внимательно осмотреть шаблон и оценить его. Нам нужно понять следующие вещи:
    • Как будут нарезаться изображения?
    • Какими будут основные стили?
    • Какой макет у нас получится?

    Только после того, как вы мысленно себе ответите на эти вопросы, можно переходить к нарезке изображений и написанию кода. Давайте рассмотрим эти вопросы по-порядку.

    Общие изображения На данном этапе нужно нарезать и сохранить только общие изображения, которые будут на всех страницах сайта и не относятся к контенту. В нашем случае это будет светло-серый фон страницы, фон заголовка, пустое изображение, два логотипа и кнопки социальных сетей.

    Сохраним логотипы следующим образом:
    /images/logo.svg?1
    /images/footer-logo.png

    В качестве пустых картинок из макета будем использовать однопиксельное серое изображение, которое будем растягивать по необходимости
    /images/ sample.png

    Повторяющиеся фоновые изображения необходимо вырезать минимальным кусочком достаточным для образования полного изображения повторением по вертикали и горизонтали.
    /images/bg.png
    /images/h1-bg.png

    Иконки социальных сетей с одинаковыми размерами удобно сохранить в один файл и использовать как спрайты для более быстрой загрузки. Для этого можно склеить картинки вручную в Photoshop, а можно сначала нарезать по одной, а затем склеить с помощью специально сервиса, например http://ru.spritegen.website-performance.org . В итоге получится два файла:
    /images/social.png
    /images/social-small.png

    Общее правило при именовании изображений заключается в том, что мелкие и простые картинки, такие, как иконки, логотипы и т.д. сохраняются в формате png, а фотографии в формате jpg.

    Основные стили И только теперь можно начинать писать код. Но начнем мы это делать не с привычного HTML, а с переноса правил в CSS.

    На данном этапе желательно перенести все визуальные стили из дизайна в CSS, которые будут применяться по умолчанию для каждого тега.

    Основной цвет фона примерно соответствует цвету #f8f8f8. Он будет показан в случае, если фоновая картинка не загрузится. Наверху страницы находится серая дизайнерская полоска. Применим ее через свойство border для body.

    Основным шрифтом является тот шрифт, которым написан текст в области контента. Чтобы узнать его стили нужно выделить его в Photoshop’е и посмотреть свойства шрифта. В данном случае это Tahoma 12px с цветом #8f8f8f. Так же в этом макете параграфы имеют увеличенные отступы.

    Прописываем все эти стили в styles.css:

    Body { color: #8f8f8f; font: 12px Tahoma, sans-serif; background-color: #f8f8f8; border-top: 5px solid #7e7e7e; margin: 0; } input { background-color: #f3f3f3; border: 1px solid #e7e7e7; height: 30px; color: #b2b2b2; padding: 0 10px; vertical-align: top; } button { color: #fff; background-color: #29c5e6; border: none; height: 32px; font-family: "Oswald", sans-serif; } p { margin: 20px 0; }

    В дальнейшем мы все стили будем писать в этот же файл, поэтому будем называть его просто «стили».

    Каркас HTML И вот, наконец, мы можем попрактиковаться в написании HTML кода. Запишем в index.html следующее:

    Whitesquare

    Здесь мы указываем, что используем разметку HTML5, кодировку utf-8, страница называется Whitesquare. Также подключаем наш файл стилей и внешний файл со стилями шрифтов.
    В последнем блоке в секции head мы подключаем специальный скрипт, который позволяет поддерживать Html5 теги в браузерах Internet Explorer меньше 9 версии. Мета-тег X-UA-Compatible сообщает, что в случае использования браузера Internet Explorer, он должен отразить сайт самым современным способом.

    Весь html код в дальнейшем будет относиться к этому же файлу, поэтому специально указывать куда прописывать html код автор больше не будет.

    Макет В данном случае, мы видим, что сайт состоит из двух колонок: основного контента и сайдбара. Над ними находится шапка (header), в которой располагаются три горизонтальных блока: логотип с поиском, меню и название страницы. В самом низу под колонками располагается серый горизонтальный блок футера (footer).

    Опишем это в теге body:

    Wrapper используется для объединения блоков и их выравнивания по центру страницы.

    Затем укажем стили блоков:

    Логотип

    Вставляем логотип в тег header:

    Дополнительных стилей не требуется.

    Поиск

    Вставляем форму поиска в тег header:

    … GO

    И стили выравнивания по правому краю для нее:

    Form { float: right; }

    Меню

    Для отображения меню необходимо создать список со ссылками внутри тега nav:

    CSS стили для него будут следующие:

    Nav a { text-decoration: none; } nav ul { margin: 0; padding: 0; } nav li { list-style-position: inside; font: 14px "Oswald", sans-serif; padding: 10px; } .top-menu li { display: inline-block; padding: 10px 30px; margin: 0; } .top-menu li.active { background: #29c5e6; color: #fff; } .top-menu a { color: #b2b2b2; }

    Здесь мы указали, что для всех навигаций ссылки не будут иметь подчеркивания, убрали стандартные отступы для элементов списка, отобразили список горизонтально и указали нужные цвета и шрифт.

    Заголовок страницы

    Заголовок страницы помещается в div с идентификатором heading

    ABOUT US

    Заголовок имеет следующие стили:

    #heading { background: transparent url(../images/h1-bg.png); margin: 30px 0; padding-left: 20px; } h1 { display: inline-block; color: #7e7e7e; font: 40px/40px "Oswald", sans-serif; background: url(../images/bg.png); margin: 0; padding: 0 10px; }

    Рисуем серую полоску фоном на div’e, и в нее вкладываем инлайновый h1 с нужным шрифтом и фоном цвета страницы, чтобы создалось впечатление прозрачного фона для h1.

    Колонки Для того, чтобы создать колонки страницы нужно прописать следующие стили:

    Aside { float: left; width: 250px; } section { margin-left: 280px; padding-bottom: 50px; }

    Здесь мы задали фиксированную ширину 250 пикселей для сайдбара, прибили его к левому краю и отодвинули колонку с контентом вправо на 280 пикселей от левого края. Также добавили отступ у контента снизу.

    Подменю

    Подменю создаем аналогично главному меню. Для этого в теге aside прописываем следующее:

    И применяем к подменю следующие стили:

    Aside-menu li { font-weight: 300; list-style-type: square; border-top: 1px solid #e7e7e7; } .aside-menu li:first-child { border: none; } .aside-menu li.active { color: #29c5e6; } .aside-menu a { color: #8f8f8f; }

    Для подменю применяется более тонкий шрифт и квадратные маркеры. Для отображения разделителей рисуем верхнюю границу у каждого элемента списка, кроме первого.

    Контент сайдбара В контенте сайдбара помимо подменю в макете располагается также изображение с расположением офисов.

    В html это выглядит так:

    OUR OFFICES

    В стилях укажем шрифты, цвета и отступы:

    Aside > h2 { background: #29c5e6; font: 14px "Oswald", sans-serif; color: #fff; padding: 10px; margin: 30px 0 0 0; } aside > p { background: #f3f3f3; border: 1px solid #e7e7e7; padding: 10px; margin: 0; }

    Данные стили применяются только к заголовкам и параграфам, лежащим непосредственно внутри сайдбара, но не глубже.

    Цитата Вёрстку контента начнём с добавления цитаты.

    Добавим код цитаты в раздел section

    “QUISQUE IN ENIM VELIT, AT DIGNISSIM EST. NULLA UL CORPER, DOLOR AC PELLENTESQUE PLACERAT, JUSTO TELLUS GRAVIDA ERAT, VEL PORTTITOR LIBERO ERAT.”

    John Doe, Lorem Ipsum

    И применим для него стили:

    Blockquote { margin: 0; background: #29c5e6; padding: 10px 20px; font-family: "Oswald", sans-serif; font-weight: 300; } blockquote p { color: #fff; font-style: italic; font-size: 33px; margin: 0; } blockquote cite { display: block; font-size: 20px; font-style: normal; color: #1d8ea6; margin: 0; text-align: right; }

    Здесь нет ничего нового, так же - шрифты, фоны и отступы.

    Контент

    Lorem ipsum dolor sit amet…

    Donec vel nisl nibh…

    Donec vel nisl nibh…

    Следующим шагом нужно добавить два изображения, которые находятся в конце текста контента. Делается это с помощью тега:

    Которому зададим следующие стили:

    Figure { display: inline-block; margin: 0; font-family: "Oswald", sans-serif; font-weight: 300; } figure img { display: block; border: 1px solid #fff; outline: 1px solid #c9c9c9; } figure figcaption { font-size: 16px; font-weight: 300; margin-top: 5px; } figure figcaption span { display: block; font-size: 14px; color: #29c5e6; } section > figure + figure { margin-left: 28px; }

    Здесь мы убрали стандартные отсупы у figure, отобразили его как инлайновый блок и применили нужный шрифт. Изображение отображаем как блочный элемент с белой рамкой. Вторую серую рамку можно сделать через css-свойство outline. Самое интересное находится в последнем правиле, которое задает левый отступ у всех figure кроме первого внутри тега section.

    Блок «Our team»

    При верстке этого блока добавим сначала заголовок:

    OUR TEAM

    Со стилем:

    Section > h2 { background: #29c5e6; font: 30px "Oswald", sans-serif; font-weight: 300; color: #fff; padding: 0 10px; margin: 30px 0 0 0; }

    А затем два блока-строки с карточками сотрудников

    John Doeceo Saundra Pittsleyteam leader … Ericka Nobrigaart director Cody Roussellesenior ui designer …

    Таким образом, карточка (figure) состоит из фотографии (img), подписи (figcaption) с именем сотрудника и его должностью (div). Карточки будут иметь следующие стили:

    Figure figcaption { font-size: 16px; font-weight: 300; margin-top: 5px; } figure div { font-size: 14px; color: #29c5e6; } .team-row figure { margin-top: 20px; } .team-row figure + figure { margin-left: 43px; }

    Здесь мы задали шрифт и отступ для подписи, размер и цвет должности, добавили верхний отступ для карточек и указали, что для всех карточек в строке, кроме первой, должен быть отступ слева.

    Футер Футер состоит из четырёх больших блоков: ленты Твиттера, карты сайта, социальных ссылок и логотипа с копирайтом.

    Для начала создадим контейнер футера с этим блоками:

    И применим к нему оформление:

    Footer { background: #7e7e7e; color: #dbdbdb; font-size: 11px; } #footer { max-width: 960px; margin: auto; padding: 10px 0; height: 90px; }

    Контейнер с id=”footer” находится внутри тега footer, это даёт нам возможность через тег footer задать серую область по всей ширине экрана, а через внутренний div отцентрировать с максимальной шириной 960 пикселей. Также этот div задает обоим блокам высоту 90 пикселей.

    Лента Твиттера Верстаем содержимое ленты Твиттера:

    TWITTER FEED 23 oct

    In ultricies pellentesque massa a porta. Aliquam ipsum enim, hendrerit ut porta nec, ullamcorper et nulla. In eget mi dui, sit amet scelerisque nunc. Aenean aug

    Footer h3 { font: 14px "Oswald", sans-serif; color: #fff; border-bottom: 1px solid #919191; margin: 0 0 10px 0; } #twitter time a { color: #b4aeae; } footer p { margin: 5px 0; } #twitter { float: left; width: 300px; } #twitter p { padding-right: 15px; }

    Из интересных моментов здесь следующее: подчеркивание у заголовка мы сделали через нижнюю границу, а сам блок твиттера, как и последующие блоки выровняем по левому краю и задаём ширину.

    Карта сайта Карта сайта представляет собой два блока со ссылками:

    SITEMAP Home About Services Partners Support Contact

    Footer a { color: #dbdbdb; } #sitemap { width: 150px; float: left; margin-left: 20px; padding-right: 15px; } #sitemap div { display: inline-block; } #sitemap div + div { margin-left: 40px; } #sitemap a { display: block; text-decoration: none; font-size: 12px; margin-bottom: 5px; } #sitemap a:hover { text-decoration: underline; }

    Социальные ссылки

    Вставляем набор ссылок в контейнер

    SOCIAL NETWORKS

    И стилизуем их:

    #social { float: left; margin-left: 20px; width: 130px; } .social-icon { width: 30px; height: 30px; background: url(../images/social.png) no-repeat; display: inline-block; margin-right: 10px; } .social-icon-small { width: 16px; height: 16px; background: url(../images/social-small.png) no-repeat; display: inline-block; margin: 5px 6px 0 0; } .twitter { background-position: 0 0; } .facebook { background-position: -30px 0; } .google-plus { background-position: -60px 0; } .vimeo { background-position: 0 0; } .youtube { background-position: -16px 0; } .flickr { background-position: -32px 0; } .instagram { background-position: -48px 0; } .rss { background-position: -64px 0; }

    Здесь мы применили технику спрайтов – когда один файл с изображением применяется для разных картинок. Все ссылки разделились на большие иконки (.social-icon) и маленькие (.social-icon-small). Мы задали этим классом отображение в виде инлайнового блока с фиксированными размерами и одинаковым фоном. А затем с помощью css сдвинули этот фон так, чтобы на каждой ссылке отобразилось соответствующее изображение.

    Копирайт

    Блок с копирайтом и логотипом – это картинка со ссылкой и параграф с текстом под ним.

    Copyright 2012 Whitesquare. A pcklab creation

    Стили делают аналогично предыдущим блокам с той лишь разницей, что блок прибивается к правому краю и выравнивание внутри него так же по правому краю:

    #footer-logo { float: right; margin-top: 20px; font-size: 10px; text-align: right; }

    На этом наши работы закончены. Готовый проект можно скачать

    С чего обычно начинается процесс верстки? Начинается он с изучения макета или макетов будущего сайта. Чаще всего эти макеты создаются в программе Adobe Photoshop, поэтому вы, как верстальщик, должны уметь пользоваться этой программой, а именно уметь вырезать изображения из макета, измерять отступы между элементами, вычислять размеры и параметры различных компонентов будущей веб-страницы и т.д. Первым делом давайте произведем настройку рабочего пространства в программе Adobe Photoshop для удобства работы.

    Все примеры будут показаны в программе Adobe Photoshop CS5 , с интерфейсом на английском языке.

    Открыв программу Adobe Photoshop, вы увидите примерно следующее:

  • Строка главного меню;
  • Панель параметров;
  • Панель инструментов;
  • Дополнительные панели.
  • Нам нужно настроить набор дополнительных панелей. Для начала зайдите в меню Window – New Workspace :

    Введите имя для нового рабочего пространства, например, my workspace , и нажмите Save . Теперь нам нужно выбрать необходимые панели для работы. Заходим в Window и ставим галочки напротив History , Info , Layers , Navigator , Options , Tools . С остальных панелей можете снять галочки, если они установлены.

    Теперь нам нужно эти панели закрепить. Для этого кликнете по верхней части панели, и перетащите ее в нужное место, чтобы в итоге ваше рабочее пространство выглядело таким образом:

    При появлении голубой прозрачной полоски, отпустите курсор, чтобы закрепить панель в этом месте:

    Чтобы закрыть ненужные вкладки, кликнете по иконке в правом верхнем углу вкладки, и в выпадающем меню выберите пункт Close :

    Первый макет, который мы будем с вами верстать называется simple_text.psd , находится он в папке templates . Откройте его в программе Adobe Photoshop, для этого зажмите клавиши Ctrl+O (или через меню File – Open ), и выберите файл.

    Включите линейку при помощи горячих клавиш Ctrl+R или через меню View – Rulers :

    Теперь кликните два раза по линейке и откройте вкладку Units & Rulers , чтобы настроить единицы измерения. Выберите в блоке Units для Rulers и Type единицы измерения пиксели:

    Теперь все готово, можно начинать верстать макет.

    Создание структуры веб-страницы

    Создайте на рабочем столе папку и назовите ее simple text . В этой папке создайте два файла index.html и style.css .

    Как вы помните структуру веб-страницы мы создаем на языке HTML. Поэтому сначала открываем файл index.html , и записываем в нем первоначальный код:

    Simple text

    Теперь между тегами создайте блок при помощи тега :

    Simple text

    Тег является универсальным блочным элементом, и задает на веб-странице блок.

    Пропишем в этом блоке элементы, которые присутствуют на макете, а именно заголовок и абзацы:

    Simple text

    Самостоятельно добавьте текст между этими тегами.

    Теперь в контейнере пропишите путь к файлу со стилями:

    Стилизация веб-страницы

    Если вы откроете index.html в браузере, то увидите веб-страницу, написанную на чистом HTML. Она очень отличается от той, что изображена на макете. Это мы исправим при помощи каскадных таблиц стилей.

    Откройте файл style.css и сбросьте все отступы при помощи универсального селектора звездочки:

    * { margin: 0; padding: 0; }

    Теперь давайте запишем свойства для тега :

    Body { background-color: #e35b5b; font-size: 16px; line-height: 24px; color: white; font-family: Arial; }

    Как узнать цвет фона веб-страницы в программе Adobe Photoshop? Для этого нужно кликнуть по одному из двух квадратиков с цветом:

    Затем кликнуть пипеткой по фону макета, и скопировать шестнадцатеричный код, представленный в окне Color Picker :

    Как узнать размер, межстрочный интервал, начертание, семейство шрифтов и цвет текста? Для этого нужно выбрать слой с текстом, затем открыть панель Character . На этой панели будут отображены следующие параметры:

    Обратите внимание, что для цвета текста вместо шестнадцатеричного кода мы записали имя оттенка: color: white; . Имена оттенков удобно применять для черного black и белого цвета white , так как имя записать гораздо быстрее, чем шестнадцатеричный код. Все имена оттенков цветов можно посмотреть в этой таблице .

    Свойства для блока

    Для этого блока мы укажем ширину, а также отступы сверху, слева и справа:

    У многих свойств вы будете видеть запись значений в следующих вариантах:

  • margin: значение1 значение2 значение3 значение4 ;
  • margin: значение1 значение2 значение3 ;
  • margin: значение1 значение2 ;
  • margin: значение1 ;
  • В первом случае мы указываем значения для каждой из четырех сторон, например, margin: 10px 12px 20px 15px; : 10px – отступ сверху, 12px – отступ справа, 20px – отступ снизу, 15px – отступ слева. Такую запись обычно используют когда отступы с каждой стороны разные.

    Во втором случае записано три значения, например, margin: 10px 12px 20px; : 10px – отступ сверху, отступ справа и слева по 12px, 20px – отступ снизу. Такую запись удобно применять, когда значения справа и слева равны, а значения сверху и снизу различны. Значение auto используют, когда нужно, чтобы браузер автоматически расчитал отступы слева и справа.

    В третьем случае используется два значения, например, margin: 10px 12px; : отступ сверху и снизу по 10px, отступ справа и слева по 12px. Если отступы сверху и снизу равны, и равны друг другу отступы справа и слева, то удобно записывать только два значения, как и в нашем примере.

    В четвертом случае записано одно значение, например, margin: 10px; : отступ с каждой стороны равен 10px. Когда параметры со всех сторон равны, то удобно использовать именно такую запись.

    Как измерить ширину или высоту элемента в программе Adobe Photoshop? Рассмотрим один из способов: берем инструмент Rectangular Marquee Tool (горячая клавиша M) :

    Затем выделяем область, например, нам нужно узнать отступ от верхнего края макета до начала содержимого, выделяем ее:

    В панеле Info смотрим значения высоты H , или значение ширины W , если вам нужно узнать ширину элемента:

    Переходим к заголовку

    Здесь нам нужно указать размер, межстрочный интервал, тень и отступ снизу. Как прописывать первые два свойства вы уже знаете.

    Для указания тени нам потребуется свойство text-shadow :

    • Здесь 0 – отступ по оси X;
    • 1px – отступ по оси Y;
    • 0 – радиус размытия тени;
    • rgba(0,0,0,0.3) – цвет тени. В данном случае мы используем формат RGBA, включающий альфа-канал, который задает прозрачность элементу. В скобках первые три значения отвечают за цвет в формате rgb , а последнее значение отвечает за прозрачность. Это значение записывается в диапазоне от 0 до 1, где 0 соответствует полной прозрачности, а 1 – непрозрачности.

    Как узнать параметры тени в программе Adobe Photoshop? Выбираем нужный слой в панели слоев, и кликаем по иконке ƒx :

    Открывается окно Layer Style . В нем нужно выбрать вкладку Drop Shadow :

    Здесь параметр Opacity отвечает за прозрачность, параметр Distance отвечает за отступ по оси Y, параметр Size отвечает за размытие, и параметр Angle отвечает за отступ по оси X. Так как наша тень падает под прямым углом, значит отступ по оси X будет равен нулю. Цвет тени можно узнать в квадратике напротив параметра Blend Mode :

    Значение цвета в RGB формате и с альфа-каналом в данном случае будет выглядеть таким образом:

    Text-shadow: 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.3);

    Осталось записать отступ снизу.

    Если вам нужно записать значение для одной из четырех сторон, то используйте такую запись:

  • margin-top – отступ сверху;
  • margin-right – отступ справа;
  • margin-bottom – отступ снизу;
  • margin-left – отступ слева.
  • Так как нам нужно указать отступ снизу, то запишем margin-bottom: 30px;

    В итоге получим такой код в файле style.css :

    * { margin: 0; padding: 0; } body { background-color: #e35b5b; font-size: 16px; line-height: 24px; color: white; font-family: Arial; } div { width: 724px; margin: 43px auto 0; } h1 { font-size: 60px; line-height: 62px; text-shadow: 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.3); margin-bottom: 30px; }

    Первый абзац. Соседние селекторы

    Запишем свойства для первого абзаца:

    P { font-size: 24px; line-height: 30px; color: #a42727; text-shadow: 0 1px 0 rgba(255,255,255,0.35); margin-bottom: 42px; }

    Теперь, если вы сохраните изменения и откроете файл index.html в браузере, то увидите, что данные свойства применились ко всем абзацам на странице. Так как нам нужно записать эти свойства только для первого абзаца, то в данном случае можно воспользоваться соседними селекторами . Что это такое? В шаблоне html, теги и

    (берем именно первый абзац) идут друг за другом, а значит являются соседними тегами, в css соседние селекторы записываются таким образом:

    H1+p { font-size: 24px; line-height: 30px; color: #a42727; text-shadow: 0 1px 0 rgba(255,255,255,0.35); margin-bottom: 42px; }

    Теперь, данные свойства будут применяться только к первому абзацу.

    Последний абзац. Классы в CSS

    Теперь давайте перейдем к последнему абзацу. Так как он тоже отличается от основного текста, то для него мы зададим класс. В html-шаблоне запишите для последнего абзаца атрибут class со значением last-p . Название класса, также как и идентификатора должно начинаться с букв латинского алфавита:

    В CSS классы записываются таким образом:

    P.last-p { color: #ffbfbf; text-align: right; text-shadow: 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.3); }

    Эти свойства будут работать только для последнего абзаца в нашем шаблоне.

    В отличии от идентификаторов, класс с определенным значением вы можете использовать на странице сколько угодно раз.

    Свойство text-align со значением right применяется в том случае, когда нужно выровнять текст по правому краю. Также можно использовать и другие значения, например, text-align: center; в этом случае текст будет выравниваться по центру блока.

    Остальные абзацы

    Для остальных абзацев запишем следующее свойство:

    P { margin-bottom: 30px; }

    Остальные свойства: цвет, семейство шрифтов, размер, межстрочный интервал данный тег будет наследовать от родительского элемента, т.е. тега .

    Если мы уменьшим окно браузера, то увидим, что содержимое прибито по бокам к краям окна. Чтобы это исправить, добавим для селектора div внутренние отступы:

    Группирование селекторов

    Если несколько элементов веб-страницы содержат одинаковые свойства с одинаковыми значениями, например, как в нашем примере, заголовок и последний абзац имеют общее свойство – это тень, то вы можете сгруппировать эти селекторы, записав их через запятую:

    H1,p.last-p { text-shadow: 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.3); }

    Не забудьте удалить свойства у отдельно взятых элементов, в нашем случае нужно удалить тень у селекторов h1 и p.last-p .

    Видео к уроку Часть 1