Что такое перки в World of Tanks? Правила выбора перков для экипажа. Умения экипажа в World of Tanks Какой навык качать

1. Общее описание перков.
Перки в WOT бывают двух видов: умения и навыки. Умение — начинает действовать сразу, эффективность увеличивается по мере изучения. Навык — начинает действовать только при 100% изучении. В свою очередь и умения, и навыки подразделяются на групповые и индивидуальные. Вообще эта информация доступна в самом клиенте, так что особо тут зацикливаться не будем. Возьмём отсюда подробное описание перков (как наиболее актуальное — даже официальная вики даёт немного неверные данные, но с некоторыми уточнениями, о которых ниже):

2. ЧаВо и детальный разбор работы некоторых перков.
Многим игрокам не совсем ясен принцип работы некоторых перков, и как следствие, возникают проблемы с их выбором. Попробуем ответить на наиболее актуальные вопросы.

Q:«Злопамятный» или «Снайпер»?
A: У наводчика есть 2 довольно полезных навыка — «Снайпер» и «Злопамятный». И поскольку оба работают только при 100%, очень не хочется угробить кучу опыта впустую. Рассмотрим подробнее оба. «Злопамятный» — позволяет видеть танк врага в течение 2 дополнительных секунд в секторе 10 градусов от точки прицеливания. Кому это может быть полезно? Машинам с хорошим обзором (чтобы засвет был именно наш). «Злопамятный» также даёт 2 доп.секунды подсвета и союзникам — если играем «светляка», профит от этого очевиден. Ну а как для пт-шки?
Во-первых, если мы подсветили противника на машине с долгим КД и плохим сведением (с БЛ-10, например) — эти 2 дополнительные секунды можно использовать для более полного сведения (но светить мы должны сами).
Во-вторых, машины с быстрым КД скорее всего успеют выстрелить пару раз (среднее время засвета 5-10 секунд +2секунды). Но опять-таки, мы должны смотреть в эту точку — и если противник пропал из засвета, то спроецировать его движение на пару секунд вперёд — не большая проблема. Тут правда встаёт вопрос о рельефе, дистанции стрельбы и фиксации УВН орудия — но это уже совсем другая тема.
«Снайпер» — +3% на шанс нанесия критического урона (модулям или экипажу). Здесь самое интересное. Откуда взялись эти 3% непонятно. Я перелопатил кучу инфы — и так и не нашёл ничего конкретного. Где-то 3% (чаще всего), где-то 5%, где-то вообще численно не выражено. Да и 3% от чего? От шанса модуля на уклонение от получения крита (как, например, 27% для БК)? Или 3% — дополнительный шанс для каждого выстрела? Причём это никак не проверить ни теоретически (обсчёт идёт на сервере и всяки ТанкИнспекторы тут не помогут), ни практически — нужно просто огромное кол-во выстрелов, чтобы составить более-менее достоверную статистику, а с учётом мизерности данного шанса, ВБР (например в 25% на разброс бронепробития) делает подобные эксперименты бессмысленными.
Так что, единственное, на что мы можем положиться в этом вопросе — это ответы самих разработчиков. Вот что мне удалось нарыть:



Будем считать, что повышает шанс нанесения критического повреждения на «единицы процентов». Получается какая-то мелочь (один лишний крит за пару боёв).
И что же более полезно? Я бы выбрал так: для машин с долгим КД — «Злопамятный» (2 секунды на сведение); для скорострельных — «Снайпер» (больше выстрелов — чаще будет выпадать шанс на лишний крит; мнение о более высокой наносимости критов «дыроколами» — несколько ошибочно).

Q: «Боевое братство» — есть ли смысл (без вентиляции, доппайка и т.п.)?
A: Лично я всегда вкачиваю одним из первых. Сейчас попытаюсь объяснить.
БоБр повышает на 5% уровень владения основной специальностью. Много это или мало? 5% основного умения экипажа — это 2,15% к соответствующим ТТХ машины. ТТХ машины на которые распространется действие БоБр: скорострельность, общая точность орудия, время сведения, проходимость по грунтам, обзор, маскировка, радиус действия рации.
Заострю внимание на 2 моментах. С помощью БоБр (а так же вентиляции и допапайка) мы можем повысить общую точность орудия. Мелочь, конечно, но помогает! Для сравнения точность БЛ-10 на ИСУхе с БоБром и без:

Второй момент — буст к обзору +2,15%. Это, на минуточку, больше чем даёт перк «Орлиного глаза» (да, ОГ качается только командиру, а БоБр всем, но и бонусов от БоБр куда больше).
Что ещё может БоБр? Он даёт также +5% всем умениям экипажа: ремонт, пожаротушение, маскировка, наставник, орлиный глаз, радиоперехват, изобретатель и т.д. Понятно, что прибавка тут будет вообще мизерная, что её даже всерьёз рассматривать не стоит, но всё же — с помощью доппайка, вентиляции и БоБр, можно получить уровень маскировки более 100% (а не 80% как для 100% прокачанного умения маскировка).
С БоБр и соответствующим оборудованием можно делать свою машину более универсальной (подтягивая слабые стороны). Или наоборот бустить наиболее сильные. Можно по максимуму заточить машину на обзор, или на уменьшение кд и т.п.
Так что порой странно слышать «фе! всего 5%!» от игроков, которые первым делом бегут качать «Орлиный глаз».

Q: «Маскировка» или «Ремонт»?
A: Ну тут всё просто. Ремонт критичен для высокоуровневых машин — поскольку они могут пережить далеко не одно попадание — и критовать их будут часто (особенно гусеницы), им важно как можно скорее чиниться. Маскировка важна для всех ПТ, но у топов её базовое значение значительно ниже и абослютный буст от прокачанного умения «маскировка» будет не так велик (плюс обзор у танков на хайлевелах куда выше). И выбирать я бы тут не стал, сбрасывать маскировку на ремонт явно не имеет смысла, а вот просто поставить ремонт следующим перком — вполне разумно.
Чтобы дать какой-то конкретики по ремонту, нашёл вот такую табличку скорости ремонта ходовой (она уже устарела, но какое-то представление может дать — в частности, скорость ремонта ходовой у СУ-101 сейчас выше чем у СУ-122-54):

Q: Работают ли перки при контузии члена экипажа?
A: Только БоБр. Причём это то ли баг, то ли кто-то из разработчиков в своё время прислушался к вайну игроков. Из этого, кстати, вытекает следующий вопрос:
Q: Изучил заряжающим все перки — что качать дальше?
A: Качайте «Отчаянный» и «Бесконтактную боеукладку» — эффект не суммируется, но при контузии одного заряжающего, перки второго будут работать.

3. Рекомендации по сбросу перков.
Перки можно сбрасывать за голду — опыт при этом не теряется, но это накладно по голде (особенно если постоянно меняешь умения на навыки). А можно за серебро, но при этом теряем 10% опыта заработанного членом экипажа:
При сбросе первого перка — 21К опыта.
При сбросе 2 перков — 63К опыта.
При сбросе 3 перков — 147К опыта.
При сбросе 4 перков — 315К опыта.
Если машина в элитном состоянии — можно поделить эти числа на два — тот член экипажа которому сбросили перки (если он один, конечно) начнёт прокачиваться в 2 раза быстрее.
Как видим, 2 перка (30К опыта для элитной машины) можно сбросить практически безболезненно. 3 перка (75К опыта для элитной) — уже чувствительно, но под акции на опыт это можно компенсировать. 4 перка и больше, сбрасывать за серебро лучше не стоит — куча опыта пропадает впустую. Так что стоит заранее продумывать логику прокачки перков.
Ещё хочу отметить, как стоит менять умение на навык. Допустим, у наводчика выкачался первым перком «плавный поворот башни». Его можно сбросить сразу, допустим, на «снайпера»» и снова поставить на прокачку ППБ. Но я бы советовал немного покатать с первым перком не сбрасывая его. И только когда поднакопится нераспределённого на второй перк опыта — сбросить на «снайпера» и сразу получить сколько-то процентов второго перка. Таким образом за время прокачки «ППБ» будет у нас работать всегда (в той или иной мере). Какие основания для таких манипуляций? Дело в том, что опыта для прокачки перка (любого по порядку) с 0 до 50% требуется… в 9,5 раз меньше, чем прокачать тот же перк с 51 до 100%. И первые проценты перка набегают крайне быстро.

4. Рекомендации по прокачке перков в линейке советских ПТ-САУ.
Чтобы минимизировать потери опыта или голды на сброс, вы должны сразу определиться — остановится ли ваш экипаж на какой-то конкретной машине или будет качаться до топов. Потому что на 5 уровне командиру переходит специальность радиста (которая до этого была у заряжающего, а с ним и такой полезный перк как «радиоперехват»), а на 7-9 добавляется заряжающий.


АТ-1. Особо останавливаться не будем. Начинаем качать всем маскировку.


СУ-76, СУ-76И, СУ-85Б, СУ-85И — экипажи у машин идентичны. Многие на них уже любят фаниться (вплоть до фанатизма) поэтому подробнее.
Командиру качаем маскировку, сбрасываем на лампу (можно за серебро), снова качаем маскировку.
Всем остальным качаем маскировку, потом БоБр.
И пока будет качаться БоБр — у нас будет вполне играбельная машина с 75% маскировкой и лампой.
Вкачался второй перк — командиру сбрасываем маскировку на БоБр и снова ставим маскировку. Если собираетесь оставить экипаж на этих машинах — четвёртым перком можно поставить «орлиный глаз», но вообще не советую — слеповатые они, буст будет небольшой, а экипаж возможно, захочется пересадить на другие самоходки выше по ветке.
Третьим перком наводчику «ставим плавный поворот башни», когда выкачается сбрасываем на «снайпера» и снова ставим ППБ.
Третьим перком мехводу ставим «виртуоза», когда выкачается ставим «короля бездорожья».
Третьим перком заряжающему — «радиоперехват» (если экипаж останется на этих уровнях) или «ремонт» (нужно уже начинать подкачивать, если экипаж пойдёт дальше).
Если экипаж остаётся — наводчику снова сбрасываем ППБ на «злопамятного» и снова ставим ППБ, а мехводу ставим «Плавный ход». Всё остальное не критично.


СУ-85, СУ-100, СУ-100М1, СУ-101, СУ-122-44 — экипажи так же идентичны.
Командир — лампа, БоБр, маскировка, радиоперехват, ремонт, орлиный глаз (в порядке приоритета — сбрасывать перки после второго уже нет нужды — ставим по порядку).
Наводчик — маскировка, БоБр, снайпер, злопамятный, ППБ (снайпера и злопамятного выкачиваем через сброс ППБ).

Заряжающий — маскировка, БоБр, ремонт, отчаянный, интуиция, ББУ (последние три качаем через сброс ремонта).


СУ-152, ИСУ-122С, ИСУ-152, об.704, об.268
Командир — лампа, БоБр, маскировка, ремонт, радиоперехват, орлиный глаз. Слеповатая ветка — ремонт ей уже полезнее радиоперехвата будет.
Наводчик — маскировка, БоБр, ремонт, злопамятный, снайпер, ППБ (снайпера и злопамятного выкачиваем через сброс ППБ).
Мехвод — маскировка, БоБр, виртуоз, ПХ, ремонт, КБ.
Заряжающий — маскировка, БоБр, ремонт, отчаянный, интуиция (последние два качаем через сброс ремонта).
Заряжающий — на СУ-152 и дальше появляется второй. Так что я бы заранее озаботился выкачкой хотя бы БоБр (чтобы работало у всех), если возможности нет — сразу ставим БоБр.


СУ-122-54
Командир — лампа, БоБр, маскировка, радиоперехват, ремонт (а эта машина и вполне зрячая, и ремонтируется быстро).
Наводчик — маскировка, БоБр, снайпер, злопамятный, ремонт, ППБ.
Мехвод — маскировка, БоБр, виртуоз, КБ, ПХ, ремонт.

Со вторым заряжающим та же история что и выше.


об.263
Командир — лампа, БоБр, маскировка, радиоперехват, ремонт, ОГ.
Наводчик — мастер-оружейник, маскировка, БоБр, ремонт, снайпер, злопамятный, ППБ (у 263 слабое место — маска орудия. В неё будут пулять все — как следствие, постоянные криты орудия — так что перки наводчику лучше сбросить).
Мехвод — маскировка, БоБр, ремонт, виртуоз, КБ, ПХ.
Заряжающий — маскировка, БоБр, ремонт, отчаянный, ББУ, интуиция (последние три качаем через сброс ремонта).
Второму заряжающему — БоБр, ремонт, маскировка и те навыки, что не вкачаны первому заряжающему.

СУ-100Y, как крайне специфичную машину и ИСУ-130, как акционно-модераторскую — оставим пока в стороне.

Дополнительные навыки и умения доступны к изучению членом экипажа после освоения основной специальности на 100%. При достижении этой отметки в меню появится «плюсик», нажав на который, можно выбрать первое дополнительное умение или навык. После его изучения даётся возможность изучить второй, третий и другие навыки. Теоретически, танкист может изучить все доступные для него дополнительные навыки и умения. Но для изучения каждого последующего навыка необходимо в два раза больше опыта по сравнению с предыдущим, поэтому среднестатистический экипаж обычно имеет не более 3 навыков и умений. По этой причине, к их выбору следует подходить с умом.

Умения

Умение начинает действовать с самого начала обучения. Эффект его действия постепенно увеличивается от минимального до максимального.

Ремонт

Описание: Ускоряет ремонт поврежденных модулей. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Ящик с инструментами».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к скорости ремонта

Ограничение: -

Резюме: Ремонт необходим в первую очередь тяжёлым и средним танкам, действующим под огнем противника, а также тяжёлым ПТ с высокой заметностью (Ferdinand , Jagdtiger , T28 , T95). Для них возможность быстро починиться под огнем противника весьма критична. Во вторую очередь ремонт нужен практически любой машине в игре, исключая разве что артиллерию.

Маскировка

Описание: Снижает общую заметность танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Маскировочная сеть».

Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к первоначальному показателю маскировки.

Ограничение: -

Резюме: Навык совершенно необходим лёгким танкам из-за классового бонуса (заметность в движении равна заметности стоя), а также большинству ПТ и САУ, за исключением наиболее громоздких (например СУ-14-2).

Пожаротушение

Описание: Ускоряет тушение пожара. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Максимальное значение: +80% к скорости тушения пожара.

Ограничение: -

Резюме: Навык утратил свою важность - с одним пожаром огнетушитель вполне справляется, а два пожара в одном бою случаются редко.

Ремонт, маскировка и пожаротушение наиболее эффективны при 100% прокачке у всех членов экипажа, поэтому лучше всего прокачивать одно из этих умений у всех членов экипажа одновременно.

Например, при четырех членах экипажа, из которых только двое изучили маскировку, танк получает только 50% маскировки (то есть, берётся среднее значение по экипажу).

Мастер на все руки

Описание: Позволяет командиру овладеть всеми специальностями и заменить выведенных из строя членов экипажа. Заменяются только основные специальности. Эффективность замены падает при выводе из строя очередного члена экипажа.

Цифровое действие: Уровень владения основной специальностью контуженного члена экипажа возрастает на 50% от потерянных в результате контузии процентов владения основной специальностью (при контузии владение основной специальностью снижается на 50% от изначального уровня). Другими словами, если навык "Мастер на все руки" прокачан до 100%, то при контузии члена экипажа с основной специальностью, прокачанной до 100%, владение ей упадёт до 75% (50% + (100% - 50%)/2).

Ограничение: Командир.

Резюме: Полезное умение при частых критах экипажа, пригодится некоторым тяжёлым и средним танкам, а также французским танкам с автоматом заряжания. Умение бесполезно в случае, если сам командир выведен из строя.

Наставник

Подробнее см. Обучение и переобучение

Описание: Предоставляет дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира. Количество опыта возрастает по мере совершенствования умения.

Цифровое действие: Коэффициент 0.01 на каждый процент навыка. Максимальное значение: +10% к получаемому опыту.

Ограничение: Командир.

Резюме: Прибавка к опыту не велика, но умение можно использовать для форсированной прокачки экипажа. Позднее имеет смысл заменить умение на другое.

Орлиный глаз

Описание: Увеличивает максимальную дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше. Эффект усиливается в сочетании с умением «Радиоперехват », оборудованием «Просветлённая оптика » и «Стереотруба ».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0002 для работающих устройств и 0.002 для сломанных на каждый процент. Максимальное значение: 2 % для работающих и 20 % для сломанных.

Ограничение: Командир.

Резюме: Полезное умение для танков с хорошим обзором - особенно это касается лёгких танков, для которых критически важно заметить противника на максимальной дистанции.

Мастер-оружейник

Описание: Уменьшает разброс поврежденного орудия. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.002 на каждый процент. Максимальное значение: −20% к разбросу поврежденного орудия.

Ограничение:

Резюме: Имеет смысл брать только при частых критах орудия (характерно для танков, играющих от брони башни). В остальных случаях лучше взять что-то другое.

Плавный поворот башни

Описание: Уменьшает разброс при повороте башни. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.00075 на каждый процент. Максимальное значение: −7.5% к разбросу при повороте башни.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Хороший выбор для практически любого танка, кроме тех, у кого полное сведение занимает менее 2 секунд. Также может быть полезно для САУ и ПТ, особенно с большим углом горизонтальной наводки (например GW-Panther).

Виртуоз

Описание: Увеличивает скорость поворота танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы», снаряжением «Ленд-лизовское масло», «Подкрученный регулятор оборотов двигателя» и «100-,105-октановый бензин». Увеличивает разброс орудия при повороте.

Цифровое действие: Коэффициент 0.0005 на каждый процент. Максимальное значение: +5% к скорости поворота.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Важное умение для тех, кто вынужден активно действовать в манёвренном бою - в первую очередь лёгким и средним танкам, хотя и всем остальным классам оно тоже может пригодиться.

Король бездорожья

Описание: Снижает сопротивление слабых и средних грунтов при движении танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение повышает манёвренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы».

Цифровое действие: Коэффициент 0.1 по мягкому грунту или 0.025 по среднему на каждый процент. Максимальное значение: +10% к проходимости по мягкому и +2.5% по среднему грунту.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Выбор для быстрых машин или танков с проблемной проходимостью, например PzKpfw S35 739 (f) .

Плавный ход

Описание: Уменьшает разброс орудия на ходу. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение не влияет на разброс при повороте и на месте. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0004 на каждый процент. Максимальное значение: −4% к разбросу при стрельбе с хода.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Вопреки распространённому мнению, умение полезно не только для машин, активно ведущих огонь с ходу. «Плавный ход» уменьшает круг сведения и, как следствие, после остановки нужно чуть меньше времени для полного сведения, что полезно почти для всех машин.

Мастер тарана

Описание: При таране уменьшает повреждения собственного танка и увеличивает их у вражеского. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение влияет только на движущиеся танки и не учитывается при столкновениях с союзными танками.

Цифровое действие: Коэффициент 0.0015 на каждый процент. Максимальное значение: +15% к урону тараном для врага и −15% повреждений при таране для игрока.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Отличный вариант для тяжёлых по массе, но подвижных машин (ИС-7 , T14 , E-50 , E-50M , КВ-5 , АМХ 50В , AMX 50 120 , FCM 50t).

Изобретатель

Описание: Увеличивает дальность связи радиостанции. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Коэффициент 0.002 на каждый процент. Максимальное значение: +20% к дальности связи.

Ограничение:

Резюме: Это умение имеет смысл либо для танков со слабой рацией, да и то, в основном, на низких уровнях, либо для легких танков, которые уходят далеко в тыл противника.

Радиоперехват

Описание: Увеличивает дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с умением «Орлиный глаз».

Цифровое действие: Коэффициент 0.0003 на каждый процент. Максимальное значение: +3% к дальности обзора.

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Единственное по-настоящему полезное умение радиста, пригодится практически на любом танке.

Ретранслятор

Описание: Увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции игрока. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Цифровое действие: Коэффициент 0.001 на каждый процент. Максимальное значение: +10% к дальности связи союзных танков.

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Умение имеет смысл изучать только при игре на низких уровнях.

Навыки

Навыки начинают действовать только при их изучении на 100%.

Боевое братство

Танкист! Изучай этот навык для всех членов экипажа одновременно. Изучение «Боевого братства» не у всех членов экипажа не имеет смысла.

Описание: Улучшает уровень владения основной специальностью и всеми умениями всех членов экипажа. Начинает действовать при совершенствовании всеми членами экипажа до 100%. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Улучшенная вентиляция», снаряжением «Доп. паек», «Шоколад», «Ящик колы», «Крепкий кофе», «Улучшенный рацион», «Пудинг с чаем» и «Онигири».

Цифровое действие: Все члены экипажа получают +5% к своему основному умению и ко всем дополнительным умениям. Навык не теряется при контузии членов экипажа.

Ограничение: Работает только при прокачке у всех членов экипажа.

Резюме: Довольно полезное умение, однако имеющее слишком много противопоказаний для его использования. Наиболее целесообразно использовать вместе с Улучшенной вентиляцией и в сочетании с умениями, направленными на усиление конкретного параметра танка.

Шестое чувство

Описание: Позволяет командиру определять, обнаружен ли его танк противником. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. При контузии командира перестаёт работать.

Цифровое действие: Информация об обнаружении танка появляется с задержкой в три секунды.

Ограничение: Командир.

Резюме: Отличный выбор для любого танка, поскольку знание о том, что противник раскрыл местоположение игрока - очень важно в любой ситуации. Зная об этом, можно с относительной легкостью уходить из-под ударов артиллерии и засадных снайперов.

Эксперт

Описание: Позволяет командиру определять критические повреждения танков в прицеле по собственному засвету . Начинает действовать при совершенствовании до 100%.

Цифровое действие: Начинает работать через 4 секунды после непрерывного наведения на танк противника.

Ограничение: Командир.

Резюме: Хороший выбор для дальнего боя или скоординированной игры во взводе/роте. В других случаях реализация преимущества затруднительна. Бесполезный навык для САУ.

Снайпер

Описание: Увеличивает вероятность нанесения урона по модулям и экипажу танка противника. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Только для бронебойных, подкалиберных и кумулятивных снарядов.

Цифровое действие: Бонус в 3%.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Один из наиболее полезных навыков наводчика, особенно хорош для скорострельных пушек, орудий с автоматом заряжания и орудий с относительно небольшим для своего уровня и класса калибром (АМХ 50В , Т110Е5 , Объект 263).

Злопамятный

Описание: Позволяет видеть танк противника в прицеле в течение двух дополнительных секунд. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя наводчиками, эффект не суммируется. Работает в том случае, если игрок видит врага сам, а не по чужому "засвету".

Цифровое действие: Длительность эффекта: 2 сек в секторе 10 градусов.

Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Навык имеет смысл изучать для засадных ПТ-САУ, либо для машин дальнего боя (Е-50 , FV4202) в сочетании с навыком Эксперт . Умеренно полезен для легких танков, использующих тактику пассивного засвета. Полностью бесполезен для артиллерии, поскольку она практически никогда не стреляет по собственному засвету.

Примечание : может использоваться активными разведчиками, для этого наиболее важные цели берутся на автоприцел, после чего внимание водителя концентрируется на дороге.

Чистота и порядок

Описание: Уменьшает вероятность возгорания двигателя, не допуская подтеков масла и горючего в моторном отсеке. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Эффект усиливается в сочетании со снаряжением «Автоматический огнетушитель».

Цифровое действие: −25% к шансу возгорания двигателя танка. Например, для двигателя с исходной вероятностью пожара 40% итоговый шанс составит 30%, для 20% - 15%, для 15% - 11,25%, для 12% - 9%, для 10% - 7,5%.

Ограничение: Механик-водитель.

Резюме: Хороший выбор для танков имеющих очень высокую пожароопасность двигателя и короткий корпус.

«Бесконтактная» боеукладка

Описание: Увеличивает прочность боеукладки: снаряды уложены в таком порядке, что не касаются друг друга. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Мокрая боеукладка ».

Цифровое действие: +12.5% к прочности боеукладки.

Ограничение:

Резюме: Для техники с риском частых критов боеукладки (Т-44 , Type 59), т.е. для детонации неповрежденной боеукладки с первого выстрела требуется орудие с большим уроном по модулям.

Интуиция

Описание: Создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Для повторного использования навыка необходимо полностью перезарядить орудие. Если навык приобретён двумя заряжающими, то вероятность срабатывания удвоится и составит 34%.

Цифровое действие: Вероятность равна 17%.

Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Может быть полезно для САУ высоких уровней с медленной перезарядкой, танков с частой сменой типа снаряда (Е-100 например), для игроков, рационально использующих свой боекомплект в бою (те, кто считает непозволительно роскошью стрелять премиумным снарядом по слабо бронированному танку).

Отчаянный

Описание: Ускоряет перезарядку орудия, если у танка остается менее 10% прочности. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Орудийный досылатель».

Цифровое действие: Если прочность танка менее 10%, перезарядка занимает 90,9% от изначального значения времени.

Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Имеет смысл прокачивать для машин с очень крепкой броней и большим запасом очков прочности (Maus , E-100).

Из последних сил

Описание: Позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка, передавать позиции танков противника в течение ещё двух секунд. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретён двумя радистами, эффект не суммируется.

Цифровое действие: Дополнительные 2 секунды «засвета».

Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).

Резюме: Очень полезное умение для лёгких танков - «светляков».

В далеком обновлении 0.7.2 разработчики порадовали нас новыми умениями World of Tanks . От такого их разнообразия, у многих сразу загорелись глаза и они начали ставить членам экипажа перки без разбору и где-нибудь да и ошиблись (думаю, каждый на этом деле обжегся). Именно для того чтобы избежать таких ошибок, я начал писать эту статью, она будет посвящена всем умениям и навыкам экипажа в World of Tanks. Подробности внутри.

Умения, перки и навыки в World of Tanks

Для начала, давайте разберем, что такое перки, а что такое умения или навыки экипажа.

  1. Умения - одно или несколько способностей члена экипажа, которые усиливаются по мере их прокачки, достигая максимального пика при 100%.
  2. Перки - одно или несколько способностей экипажа, которые начинают работать только при прокачке их до 100%. То есть, даже если «Шестое чувство» командира прокачано до 99%, оно не работает.

Так же, для простоты общения, я буду называть некоторые навыки экипажа своими именами.

  1. Командное умение - умения, дающее максимальные прирост только при изучении его всем экипажем, но эффект от скилла усиливается по мере прокачки его каждым членом экипажа. Пока что в игре существует лишь три таких навыка, это давно нам известные: пожаротушение, маскировка и ремонт.
  2. Командные перки - так же как и обычные перки, работает лишь при 100% прокачке. Эта прокачка должна быть у каждого члена экипажа, в противном случае она не заработает. Единственным таким скиллом в World of Tanks, является «Боевое братство».

Навыки членов экипажа

Основные навыки

Пожаротушение:

Увеличивает скорость тушения пожара техники на 80%. Самое ненужное умение в игре по словам большинства опытных игроков в World of Tanks. Все это потому, что пожаротушение легко заменяется обычным или автоматическим огнетушителем в оборудовании.

Некоторые скажут, что подпалить танк можно и не один раз, но такие случаи очень редки. Да и если у вас весь экипаж на 100% прокачал пожаротушение, это не означает, что огонь в машине они погасят сразу.

Вывод: не стоит брать умение вовсе.

Альтернатива: перк мехвода «Чистота и порядок», огнетушитель и автоматический огнетушитель, оборудование «Заполнение баков CO2»

Маскировка:

Изучение этого навыка добавляет +100% к начальному показателю маскировки на танке (это стандарт, процент может колебаться на машинах с разным количеством экипажа). Тема маскировки в World of Tanks очень сложная, существуют уравнения, которые могут помочь вам понять на какой танк стоит учить маскировку, а на какой нет.

Почему не стоит учить маскировку на все танки? Все очень просто некоторым машинам, это умение дает существенный прирост маскировки, а некоторым ничтожный. Например, Т-54 со 100% изученным умением, в неподвижном состоянии виден с дистанции 290 метров. Без умения это будет 341 метр. Разница колоссальная, но, в тоже время, Е-100 будет иметь совершенно другие показатели, уже не такие впечатляющие и ему полезнее будет выучить другой перк. Исходя именно из этих показателей, а также вашей тактики игры нужно и решать стоит ли маскировка того, чтобы её качать.

Вывод: очень полезное умение, но не для всей техники World of Tanks.

Альтернатива: оборудование «маскировочная сеть» и «вентиляция», голд-снарядение (доп. паек, шоколад и прочее), кусты, поваленные деревья, складки местности, адаптивный камуфляж.

Ремонт:

Увеличивает скорость ремонта модулей на 100%. Самое полезное командное умение до патча 0.7.2 и таким же и осталось после его выхода.

Большинство игроков, особенно опытных, изучают это умение в первую очередь для большинства танков в игре. Я точно такой же, в ангаре имеется 42 танка (количество колеблется:)) и только у восьмой части не выкачан «ремонт», это арта и пара танков вообще не имеющих опытного экипажа.

Вывод: ставить обязательно, исключением может быть артиллерия.

Альтернатива: оборудование «ящик с инструментами», «вентиляция», снаряжение малый ремкомплект и большой ремкомплект, а так же голд снаряжение.

Боевое братство:

Единственный пока в своем роде командный перк «боевое братство». При его изучении всеми членами экипажа до 100%, дает 5%-й прирост умения всего экипажа.

По сути это альтернатива оборудованию вентиляция, хотя эффект суммируется, если на танке стоит и «вентиляция» и «боевое братство». Добавьте к этому еще и доппаек (шоколад, ящик Колы, улучшенный рацион, крепкий кофе) и у вас будет 120% увеличение!

Хотя 5% это не плохо, но забирать у каждого члена экипажа по слоту умения слишком накладно. Боевое братство не настолько важный навык как ремонт и, по-моему, лучше дать каждому «брату» по своему перку. Исключением, опять же, является артиллерия. По сути, для нее очень мало нужных навыков и «Боевое братство» на ней будет как нельзя кстати.

Вывод: изучение командного перка зависит от тактики вашей игры и того, во что вы хотите превратить танк. Хотя большинство опытных игроков ставят умение лишь на арту, в редких случаях на французские танки. Так же его можно ставить на экипажи с 4-7 перками, только стоит потратить золота, ибо делать это нужно уже с прокачанным экипажем.

Альтернатива: оборудование «вентиляция», доппаек и прочее.

Перки и умения членов экипажа

Навыки командира

Наставник

Умение командира наставник дает вашему экипажу более быстро прокачаться. По 1% опыта за каждые 10% умения, то есть, в своем пике мастерства командир будет на 10% быстрее обучать своих подопечных, кстати самого командира это не касается.

Умение очень спорное, если и изучать его, то лучше делать это в самом начале, но глава экипажа имеет парочку перков, которые явно перебивают по необходимости данное умение.

Большинство игроков все же отказываются от этого умения, предпочитая другие, ведь у командира их пять, не считая командные перки и умения. Ни один из моих командиров танков не имеет этого умения.

Выводы: можно взять для быстрого обучения экипажа.

Альтернатива: акции, боевые задачи.

Эксперт

Так же спорный перк, хотя идея, в принципе, очень интересная. Вы сможете увидеть что сломано и кто контужен у танка противника. Чтобы сделать это вам понадобится держать вражескую машину «на мушке» около четырех секунд и это уже не в какие ворота.

Данный перк подойдет скорее всего дуэлянтам, все же знание сила и если вы будете знать что сломано у вашего противника, это очень поможет вам в дуэли или на мировой карте в клановых войнах. В остальных случаях советую отказаться от его изучения.

Выводы: изучать только для дуэльной технике.

Альтернатива : нет.

Шестое чувство

Вот это самый нужный перк у командира танка, изучать следует сразу, даже перед «ремонтом». Почти каждый танк в моем ангаре имеет этот навык. Суть его очень проста.

После того как вашу технику обнаружат враги, спустя три секунды загорится небольшая лампочка на экране. Это даст вам возможность вовремя ретироваться. Лампочка работает в аркадном режиме и в снайперском и артиллерийском прицеле. Советую к изучению всем и опытным и неопытным танкистам.

Вывод: изучать обязательно. Данное умение, по сути, узаконенный игровой чит, очень помогает во всех режимах игры.

Альтернатива: реальное шестое чувство у игрока:).

Мастер на все руки

Очень интересный перк. С его помощью командир в бою имеет шанс заменить любого контуженного члена экипажа, а иногда даже двоих, троих, четверых, и пятерых. Эффективность замены не высокая, для одного члена экипажа 50% и дальше по убывающей (2 = 25% каждому, 3 = 16.67%, 4 = 12.5%, 5 = 10%).

Большинство опытных игроков это умение не берут, надеясь на малую и большую аптечки. Но вам никто не мешает его изучить, эффект от умения явно имеется.

Вывод: учить на свое усмотрение.

Альтернатива: малая и большая аптечка.

Орлиный глаз

Навык увеличивает обзор танка на 0.2% от 10% его прокачки. То есть, на выходе вы получите прирост в 2%. Правда не ахти какой сильный? Но есть небольшая оговорка, со сломанными приборами наблюдения их эффективность, с помощью перка увеличивается на 20%, а это уже что-то.

Можно изучить если хотите увеличить дистанцию обзора у своего танка, по разным причинам.

Вывод : если хорошо знакомы с системой маскировки World of Tanks и дальности обнаружения техники в игре, то изучайте, в противном случае усиление обзора будет для вас не столь полезно.

Альтернатива : «вентиляция», «стереотруба», «просветленная оптика», доппаек, «боевое братство», умение радиста «радиоперехват», союзный светляк.

Навыки наводчика

Снайпер

Перк увеличивает шанс нанести противнику критическое повреждение (вывести из строя оборудования или контузить члена экипажа), работает только с бронебойными или фугасными снарядами.Так как это перк, то действовать он начинает при изучении до 100% и дает 5% прирост к шансу нанести критику. Интересный навык для наводчика, вполне имеет право на изучение.

Вывод: стоит изучить наводчику, но только после ремонта, а в иных случаях ремонта и маскировки.

Альтернатива: фугасные снаряды, скорострельность орудия.

Злопамятный

Еще один перк, смысл его заключается в том что враг, находящийся у вас на прицеле, будет светиться дополнительные две секунды.

Работает только если засвет противника был сделан вами и видите его дополнительное время только вы. Все это я говорю для артиллеристов, многие из них думают, что перк самое то для арты. Это ошибочное мнение, он будет работать только если вы на арате засветите противника и у вас будет изучен навык до 100%.

Вывод: ставьте на свое усмотрение, но я бы не советовал занимать место у наводчика.

Альтернатива: нет

Плавный поворот башни

Думаю из названия уже все ясно, умение просто уменьшает разброс при повороте башни, максимальный эффект −7.5%. Его действие очень похоже на действие оборудования стабилизатор вертикальной наводки. Кстати, если у вашего наводчика стоит это умение и на танк поставить еще и стабилизатор, то их действия суммируются.

Вывод: стоит ставить на танки, но только после изучения ремонта. У меня на большинстве ТТ и СТ он стоит.

Альтернатива : оборудование «стабилизатор вертикальной наводки».

Навыки заряжающего

Интуиция

Очень интересный перк, я бы даже сказал мистический. После изучения его до 100% у заряжающего появляются пророческие видения и в 17% случаев он может угадать какой снаряд вам понадобится в ближайшем будущем. А если у вашей машины целых два заряжающих, то эффект удваивается и составляет уже 34%.

Представьте себе, вы едите по чистому полю и тут из кустов на вас нападает француз. Вы сразу переключаетесь на фугасный снаряд и опа, он оказывается уже в стволе и можно стрелять.

Выводы : ставить, другие навыки заряжающего не так интересны, так что стоит использовать, да и дзвинкающий звук всегда приятно услышать:)

Альтернатива: нет.

«Бесконтактная» боеукладка

Это тоже перк и работает только при изучении его до 100%. Смысл действия ясен из названия, прочность боеукладки увеличивается 12,5%. Отсюда следует, что и ставить его лучше на танки с слабой БК (Т-44, Т-54 и так далее).

Из-за того, что на некоторых танках по два заряжающих, а два одинаковых навыка у них не суммируются, у многих моих танков перки заряжающего изучены все.

Вывод: ставить, если у машины очень слабая боеукладка

Альтернатива: оборудование «мокрая боеукладка».

Отчаянный

Еще один из «очень необходимых перков». Суть его в том, что когда у вашего танка остается меньше 10% жизни, то его скорострельность повышается на 10%.

За неимением лучшего варианта, все же, этот перк можно выучить, но только на танках с большим количеством ХП. Просто шанс того, что у вашего ЛТ останется так мало жизни и вы еще сможете продолжать бой, очень низок, а вот если вы на Мыши или Е100, то изучение уже имеет смысл.

Выводы: выкачивать на «вырост» например для ИС-7, Мыши, Е-100 у всех этих танков по два заряжающих.

Альтернатива: нет.

Навыки радиста

Изобретатель

Умение радиста, которое увеличивает дальность связи радиостанции по мере его изучения. Бесполезный прек, стоит брать только если у вас есть низкоуровневый ФАН-танчик со слабой радиостанцией, в противном случае изучать не стоит. По-моему даже пожаротушение лучше этого умения:).

Вывод:

Альтернатива: нет.

Ретранслятор

Еще одно бесполезное умение, что-то разработчики с радистом подкачали. Действует по мере изучения, увеличивает дальность связи всех союзных танков в радиусе работы радиостанции вашего танка.

Как и с «изобретателем» стоит учить лишь на мелких танках.

Вывод: изучать на низкоуровневых танках, в том случае если экипаж не будет пересаживаться.

Альтернатива: нет.

Радиоперехват

Вот это уже интересно, умение увеличивает дальность обзора по мере его изучения. Такой бонус нужен практически для любой машины в игре, так что его следует изучать всем членам экипажа выполняющих функции радиста в танке. При 100% изучении умения, обзор увеличивается на 3%, по 0,0003 за каждый процент.

Вывод: стоит изучать.

Альтернатива : умение командира «орлиный глаз», «вентиляция», «стереотруба», «просветленная оптика», доппаек, «боевое братство», союзный светляк.

Из последних сил

Если радист не был выведен из строя на момент уничтожения танка, то, после уничтожения, он продолжает передавать координаты врагов на протяжении нескольких секунд. Перк дает всего 2 сек лишнего засвета, но и это не так мало для разведчика.

Вывод : стоит изучать на танках-разведчиках.

Альтернатива : нет

Навыки механика-водителя

Виртуоз

Очень полезное умение для всех танков с плохой динамикой. При 100% изучении дает прирост в 5% к скорости поворота ходовой.

С помощью этого умения можно компенсировать маленькую скорость поворота танка или же усилить её у машин, у которых с динамикой все и так хорошо (например, у Паттона). Делать это следует на ваше усмотрение. У меня данный навык стоит на большинстве танков.

Вывод: стоит изучать или нет все зависит от вас и от тактики вашей игры.

Альтернатива: «вентиляция», «боевое братство», голд-паек.

Король бездорожья

Сопротивление средне- и труднопроходимых поверхностей уменьшается, по мере изучения умения. Уменьшение сопротивления поверхностей повышает маневренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости на этой поверхности.

Как и с «виртуозом», изучение этого перка полностью зависит от тактики игры. Прирост небольшой, 10% по мягкому грунту или 2,5% по среднему.

Этим умением можно компенсировать труднопроходимость некоторых танков, или увеличить и без того сильную проходимость других.

Вывод: если уж сильно чешется то изучайте, но противном случае я бы не посоветовал, у мехвода очень много более интересных навыков.

Альтернатива: оборудование «дополнительные грунтозацепы».

Плавный ход

Умение уменьшает разброс при стрельбе танка на ходу. Уменьшение начисляется по 0,0004% за каждый процент выкачанного умения и максимально уменьшает сведение на -4%.

Уменьшение сведения полезно не только для активной техники, оно так же уменьшает круг сведения и у артиллерии. Так что не забудьте выкачать его у своей любимой САУ,

Вывод : изучать стоит на любой технике, так как увеличивает точность при движении

Альтернатива : оборудование «стабилизатор вертикальной наводки», «вентиляция», командный перк «боевое братство».

Мастер тарана

Все уже ясно из названия, данный навык увеличивает повреждение врага на 15% и уменьшает ваше на 15% при таране. Действие не распространяется на союзников.

Стоит изучать его на тяжелых и быстрых машинах, Е-50 идеальный пример такой машины. При столкновении Е-50 на полном ходу в стоящего БатЧата наносится урон в 710 единиц, при лобовом столкновении обоих танков урон 1090 единиц!

Вывод: стоит изучать на быстрых и тяжелых танках или на легких, если хотите себя защитить от вражеских наездов.

Альтернатива: нет

Чистота и порядок

Единственный перк у мехвода. При его изучении вероятность возгорания танка уменьшается на 25%. От сюда следует, что и ставить его нужно на танки, которые часто горят.

Вывод: ставьте на свое усмотрение.

Альтернатива: огнетушители, оборудование фильтр «Циклон», командное умение «пожаротушение».

Для тех, кто не любит читать

VOD по перкам от Вспышки :

VOD от Jove :

Конец

Вот и все, надеюсь вы нашли тут все, что искали. Удачи вам, не забывайте делится информацией с друзьями.

C вводом в игру патча 0.7.2 появились новые навыки и умения экипажа, которые позволили улучшить некоторые характеристики машины. До этого патча каждому члену экипажа можно было изучить по три навыка – маскировку, ремонт и пожаротушение. С новым патчем их количество расширилось до двадцати двух. Старые умения по-прежнему остались в игре. Но под каждый тип техники теперь можно качать свой набор навыков и умений, дабы улучшить параметры машины, загладить ее минусы и т.д. Некоторые из введенных навыков практически бесполезны, другие же, наоборот, играют очень важную роль на каждом танке.


В игре WOT представлено 5 членов экипажа разных профессий. Иногда экипаж танка может быть не полным, состоять из двух-трех членов. Тогда умения и навыки отсутствующего члена экипажа передаются, в основном, командиру, что затрудняет прокачку важных умений и навыков. Если же экипаж состоит из 6 человек, то уже намного проще прокачать какой-либо специальности набор навыков.

Основные умения
Умение отличается от навыка тем, что начинает действовать с момента начала прокачки, а для того, чтобы навык подействовал, нужно докачать его до ста процентов. Для всех членов экипажа предусмотрены общие и специальные навыки и умения. К общим умениям относятся – маскировка, пожаротушение, ремонт, а единственным общим навыком является «Боевое братство». В случае с первыми тремя умениями они действуют с момента прокачки, и их эффективность зависит от того, у скольки членов экипажа вкачано данное умение.

Маскировка влияет на заметность машины и ее стопроцентная прокачанность у всего экипажа снижает общую видимость танка в два раза. Данное умение очень полезно для САУ и ПТ-САУ, а также для средних танков. Для тяжелых танков данное умение менее полезно, для больших же машин оно практически бесполезно.

Ремонт бесполезен, пожалуй, лишь для артиллерии, так как практически любое попадание в арту приводит к отправке в ангар. Для всех других танков умение важное, так как скорость ремонта модулей танка увеличивается в два раза. Для пт-сау без башни данное умение позволяет меньше тратить времени на ремонт гусеницы. А как известно, птшка на гусле – прямая дорога в ангар.

Пожаротушение – умение, большинством игроков не прокачиваемое, ввиду использования соответствующих расходников – ручного и автоматического огнетушителя. Бесполезно для негорючих танков, очень нуждается в этом умении вся немецкая ветка и ИС-7. Но, впрочем, можно обойтись и огнетушителями.

Боевое братство – единственный общий навык, который начинает действовать лишь при стопроцентной прокачке у всех членов экипажа. Навык дает 2.5 процентный бонус к характеристикам танка, увеличивая обзор боевой машины, скорострельность орудия, скорость поворота шасси и башни и многое другое. Навык очень полезен и прокачивается на всех машинах, а вместе с улучшенной вентиляцией и вовсе дает весомый бонус в 5% к ТТХ танка.

Все другие навыки и умения относятся к категории «специальных» и прокачать их возможно лишь у определенного члена экипажа.

Специальные навыки и умения командира
Для командира танка предусмотрены следующие специальные навыки и умения: шестое чувство, наставник, орлиный глаз, эксперт, мастер на все руки.

Эксперт , пожалуй, самый ненужный навык командира. Во-первых, на активацию навыка требуется, чтобы танк врага был в прицеле как минимум 4 секунды. Во-вторых, если враг за зданием или скалой, то навык не действует. Эксперт позволяет определять криты соперника.

Шестое чувство дает возможность командиру узнать, обнаружен ли танк противником. Активируется навык спустя три секунды после обнаружения и очень полезен артиллерии и пт-сау, ведущих засадный образ жизни. Для танков с агрессивным стилем вождения навык ни к чему, так как даже по интуиции можно догадаться, засветили вас или нет. Так как это навык, то требуется 100 процентов прокачки для того, чтобы шестое чувство начало работать.

Наставник дает 10-процентный бонус к зарабатываемому опыту всему экипажу, кроме командира. Умение потребуется для игроков, желающих прокачать свой экипаж до состояния «Рембо».

Орлиный глаз – умение, увеличивающее дальность обзора танка на два процента. Имеет смысл качать для экипажей танков с хорошим обзором (за 400 метров), так как дает неплохой бонус. Для слепых танков умение бесполезное, ибо прирост в обзоре будет минимален. К примеру, если обзор танка равен 350 метрам, то прирост составит лишь 7 метров.

Мастер на все руки – еще одно умение из категории «важных». Особенно полезно умение для экипажей танков с часто критующимися членами. К примеру, радист КВ-5 практически каждый бой контужен. Данное умение дает возможность заменить выведенного из строя члена экипажа, не тратя аптечку на лечение контуженного. К примеру, если у вас будет ранен заряжающий, а у командира будет прокачано данное умение, то секундный штраф на зарядку орудия снизится в два раза.

Специальные навыки и умения наводчика
У наводчика, как и у командира, имеются также полезные и бесполезные навыки. К категории полезных можно отнести:
плавный поворот башни – снижает разброс пушки при повороте башни. Требуется качать экипажам средних танков и САУ.
снайпер – навык, позволяющий увеличить шанс крита модулей врага. Сей навык полезен лишь для скорострельных орудий. Артиллерии снайпер не поможет, так как за бой арта выстреливает не больше 10 снарядов, да и при стрельбе фугасами данный навык не действует.

Бесполезными умениями и навыками наводчика являются мастер-оружейник и злопамятный . Первое умение снижает разброс поврежденного орудия и полезно лишь для нескольких танков с часто критующимся орудием, а второй навык дает возможность видеть врага в прицеле на пару секунд дольше и может быть полезен лишь для пт-сау.

Специальные навыки и умения механика-водителя
Механик-водитель – единственный член экипажа, у которого все навыки и умения полезные. Умение «Виртуоз » увеличивает скорость поворота танка и практически требуется всем машинам, так как юрких танков в игре мало. Плавный ход снижает разброс орудия при езде и действует с начала прокачки. Крайне полезное умение для легких и средних танков, так как они практически все время стреляют в движении.

Мастер тарана увеличивает урон при таране на 15 процентов и снижает повреждения собственного танка. Данное умение качают обладатели тяжелых и скоростных машин. Вкупе с противоосколочным подбоем мастер тарана и вовсе является «вторым орудием» для нанесения урона врагу.

Чистота и порядок прокачивается игроками «горючих танков». В основном к этой категории относятся немцы, у которых при попадании снаряда в двигатель, он возгорается. Конечно, можно пользоваться и огнетушителем, но бывает, что за бой поджигают несколько раз.

Король бездорожья – очередное умение, улучшающее динамику машины. Дает бонус к проходимости по слабым и средним грунтам, а также увеличивает скорость поворота на месте. Короля бездорожья лучше качать всем танкам, за исключением САУ. Так как к твердым грунтам относятся лишь асфальтные дороги, то данное умение прижилось почти у всех игроков.

Специальные навыки и умения заряжающего
Для заряжающего предусмотрено три специальных навыка и умения, но так как часто в танках бывает по два заряжающих, они прокачиваются быстро.

Бесконтактная боеукладка важна для танков с часто взрывающимися БК. Относится к танкам советской серии ИС (ИС3/ИС-8), а также Т54 и танки на его базе – Type 59, WZ-120 и другие. С данным умением боеукладка будет реже взрываться, но на критоустойчивость это никак не влияет.

Интуиция – навык для танкистов, часто меняющих тип снаряда. Если в экипаже два заряжающих, то лучше вкачать обоим. В основном его качают артоводы, так как часто приходится переключаться между бронебойными и фугасными снарядами. Для танков со скорострельными пушками навык бесполезен.

Отчаянный – умение, увеличивающее скорострельность орудия на 9 процентов, когда у вас осталось меньше 10 процентов прочности. Абсолютно бесполезен на танках с малым запасом прочности и скорострельными пушками.

Специальные навыки и умения радиста
Радист – довольно редкий член экипажа на топовых машинах. В большинстве случаев его обязанности возложены на командира. Среди полезных умений радиста выделяется лишь радиоперехват с принципом действия, как у орлиного глаза. Только прирост в обзоре составит три процента при 100 % прокачке.

Изобретатель может понадобиться лишь на низких и средних уровнях, когда дальность радиостанции маловата, так как он увеличивает ее радиус действия на 20 процентов.
Ретранслятор – умение из рода «помоги друзьям», так как увеличивает дальность радейки союзников на 10 процентов.

А навык «Из последних сил» потребуется лишь светлякам, и то после отправки в ангар. Сей навык позволяет передавать сигнал о местонахождении врага при уничтожении на пару секунд дольше.

Для каждого танка требуется определенный подход при выборе навыков и умений, так как нужно знать характеристики и специфику боевой машины. А бездумное прокачивание перков не принесет пользы.

Дополнительные умения и навыки доступны к изучению членом экипажа после освоения основной специальности на 100%. При достижении этой отметки в меню появится «плюсик», нажав на который, можно выбрать необходимое умение или навык. После изучения первого навыка дается возможность изучить второй, а затем третий и т.д. навыки. Для изучения каждого последующего навыка необходимо в два раза больше опыта по сравнению с предыдущим.

Умение — начинает действовать с начала изучения

Навык — начинает действовать только после изучения на 100%

Общие умения и навыки

Ремонт (умение) - ускоряет ремонт поврежденных модулей. Учитывается средний уровень умения по экипажу. На 100% прокачанный ремонт у каждого члена экипажа уменьшает время ремонта в 2 раза. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Ящик с инструментами». Обязательно нужен на всех машинах, кроме САУ - там это уже не особо критично. Если вы собираетесь играть без ремонта, будьте готовы к тому, что вас будут часто убивать, пока вы стоите на сорванных гусеницах.

Маскировка (умение) - Снижает общую заметность танка. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Маскировочная сеть». Очень важное умение, особенно для небольших машин. Большим машинам вроде Мауса, СУ-14, Т92 это умение вряд ли необходимо, прибавка будет минимальна. Но если вы играете на Т-54, STUG III или на чем-то похожем, то будьте уверены, навык маскировки даст вам неплохой бонус к скрытности.

Боевое братство (навык) - улучшает уровень владения основной специальностью и всеми навыками и умениями экипажа. Навык «Боевое братство» даёт бонус к умению «Наставник». Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Улучшенная вентиляция», снаряжением «Доппаек», «Шоколад», «Ящик колы» и т.д. Уникальность его состоит в том, что он работает только тогда, когда прокачан у всех членов экипажа на 100%. Наибольшей популярностью пользуется на САУ, потому что там часто остаются нераспределенные навыки и умения, т. к. ремонт и пожаротушение там не особо важны. +5% к экипажу, но в действительности реальная прибавка получается в два раза меньше к параметрам танка. Например, перезарядка уменьшается на 2,5%, как и в случае с оборудованием «Улучшенная вентиляция».

Пожаротушение (умение) - ускоряет тушение пожара. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Полезное умение для танков, которые часто горят. Кто-то обходится без него, используя огнетушители, но если вы рассекаете на технике, которая подвержена частым пожарам, и при этом у вас нет свободных слотов для огнетушителя, то навык пожаротушения вам точно пригодится.

Командир

Шестое чувство (навык) – позволяет командиру определять, обнаружен ли его танк противником. В интерфейсе появляется дополнительный индикатор видимости, который фиксирует только факт засветки, но не ее продолжительность. Индикатор срабатывает спустя три секунды. Срабатывает в снайперском и аркадном и артиллерийском режимах. Замечательный навык, который спасет вас от многих проблем. Может использоваться на танках, которые воюют на дальних дистанциях и используют укрытия для маскировки. Крайне полезны на САУ и ПТ-САУ. На танках ближнего активного боя этот навык вряд ли будет нужным, т. к. в этом случае вы сами знаете, когда вас видят.

Орлиный глаз (умение) - увеличивает максимальную дальность обзора. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше. Эффект суммируется в сочетании с умением «Радиоперехват», оборудованием «Просветленная оптика» и «Стереотруба». + 0,2% за каждые 10% умения, при неисправных приборах +2% на каждые 10% умения. Аналог просветленной оптики, но действие его слабее. Ставить нужно на «зрячие» танки, тогда прирост будет ощутимым. На «слепых» танках пользы будет мало.

Мастер на все руки (умение) - позволяет командиру овладеть всеми специальностями и заменить выведенных из строя членов экипажа. Заменяются только основные специальности. Эффективность замены падает при выводе из строя очередного члена экипажа. Полезное умение командира, особенно важное на танках, которые отличаются хорошей живучестью и броней. Часто складывается ситуация, когда по таким танкам начинают стрелять бесчисленным множеством ОФ снарядов, которые выводят экипаж из строя. Это умение поможет сэкономить одну аптечку. Эффективность +50%.

Наставник (умение) - предоставляет дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира. Умение для тех, кто собирается качать экипаж долго и упорно до состояния «Рэмбо». Берется на долгосрочное использование, начинает себя оправдывать после нескольких сотен боев. Все, кроме командира, получают +1% опыта за каждые 10% умения.

Эксперт (навык) - позволяет командиру определять критические повреждения танков в прицеле. Действует как в режиме прямой наводки, так и в артиллерийском режиме прицеливания. Показывает критические повреждения машин, как вражеских, так и своих. Есть только несколько нюансов: 1) задержка по времени, 2) навык показывает криты машин в секторе вашего орудия, т.е. не показывает криты машин, которые находятся за препятствиями или за вашим радиусом обзора. Многие удивляются, почему он не работает на САУ - именно поэтому. Он работает только при прямой видимости. +/- 15 градусов от направления орудия, показывает спустя 4 секунды после наведения на противника.

Механик-водитель

Виртуоз (умение) – увеличивает скорость поворота танка. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы», снаряжением » Ленд-лизовское масло», «Подкрученный регулятор оборотов двигателя», «100, 105 — октановый бензин». Полезное умение для машин, для которых важна высокая скорость поворота. Для ПТ и ТТ это скорее заплатка, ведь зачастую эти машины не особо быстро разворачиваются. Естественно, «Штугу» это умение вряд ли нужно, он и без него хорошо вертится. А вот большие и суровые ПТ медленны. Им это умение поможет. Такая же ситуация с ТТ, нужно лишь определить - хватает ли вам маневренности. Ну а на СТ это нужное умение для агрессивного стиля игры. Закрутить врага с виртуозом мехводом будет проще и веселее. Для ЛТ ситуация схожа с СТ. Очень часто спрашивают - нужен ли этот навык для САУ. Тут каждому придется решать самому: с одной стороны - быстрый разворот, с другой - более сильный разброс орудия при повороте корпусом. +5% к скорости разворота на ходу или на месте.

Король бездорожья (умение) - снижает сопротивление слабых и средних грунтов при движении танка. Повышает маневренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы». Полезное умение для машин, которым часто приходиться ездить там, где другие не ездят. «Светляку», едущему через болото, например, оно пригодится. Также полезен будет для ПТ, так как увеличивает скорость поворота на месте. +10% по мягкому грунту или +25% по среднему при 100%.

Плавный ход (умение) - уменьшает разброс при стрельбе на ходу. Умение не влияет на разброс при повороте и при стрельбе на месте. Аналог стабилизатора, но действие его слабее. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки». Очень эффективно на танках, на которых вы часто стреляете сходу. +4% при 100% изучении умения.

Мастер тарана (умение) - уменьшает повреждения собственного танка и увеличивает повреждения вражеского танка при таране. Влияет только на движущиеся танки и не учитывается при столкновениях с союзными танками. +15% при 100% изучении умения. Одно из самых забавных и специфичных умений. Проявляет себя на быстрых и тяжелых машинах, таких как Е50, АМХ 50 100/120/В, VK2801. Если вы часто любите в буквальном смысле «давить» врагов, то это умение для вас просто необходимо.

Чистота и порядок (навык) - уменьшает вероятность возгорания двигателя, не допуская подтеков масла и горючего в моторном отсеке. Эффект суммируется в сочетании со снаряжением «Автоматический огнетушитель». Навык, который будет целесообразно поставить на машину типа ИС-7 или Мауса, у которых большое количество запаса прочности (HP) и толстая броня. Жалко будет загореться и потерять много HP из-за пожара. Коэффициент 0.75.

Наводчик

Снайпер (навык) - увеличивает вероятность нанесения критического урона по модулям и экипажу танка противника. Только для бронебойных и подкалиберных и кумулятивных снарядов. Если навык приобретен двумя наводчиками, эффект не увеличивается. Отличный навык, полезен для всех, кроме тех, кто стреляет ОФ снарядами. Для ББ, кумулятивов и подкалиберных эффект составляет +3% к вероятности.

Плавный поворот башни (умение) - уменьшает разброс при повороте башни. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.

Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки». Чаще используется на машинах с агрессивным стилем игры. Часто спрашивают, работает ли этот навык на САУ или ПТ-САУ? Да, работает в пределах поворота орудия, так как поворот орудия в игре равнозначен повороту башни. +7,5% при 100% прокачанном умении.

Мастер-оружейник (умение) – уменьшает разброс поврежденного орудия. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».

Умение из серии «для живучих машин». Особенно будет полезно для тех, у кого орудие повреждают чаще, чем обычно. Поэтому каждый сам должен определить, нужно ему это умение или нет. -2% к разбросу на каждые 10% умения.

Злопамятный (навык) - позволяет наводчику в зоне видимости видеть танк противника в прицеле в течении дополнительных двух секунд. Действует как в режиме прямой наводки, так и в артиллерийском режиме прицеливания. Если навык приобретен двумя наводчиками, эффект не увеличивается. Навык, который позволяет видеть цель засвеченной дольше, чем обычно. Стоит отметить, что навык не сработает, если цель находится за пределами радиуса обзора. То есть на САУ он будет работать только практически в упор. +2 секунды в секторе 10 градусов.

Заряжающий

Бесконтактная боеукладка (навык) - увеличивает прочность боеукладки. Cнаряды разложены в таком порядке, что не касаются друг друга. Эффект не суммируется, если навык приобретен двумя заряжающими. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Мокрая боеукладка». Прирост HP боеукладки составляет 50%, соответственно, чем выше уровень машины, тем больше (HP боеукладки зависят от уровня машины в основном). Навык будет полезен на высокоуровневых машинах.

Отчаянный (навык) - ускоряет перезарядку орудия, если у танка остается менее 10% прочности. Если навык приобретен двумя заряжающими эффект не суммируется. Эффект суммируется в сочетании с оборудованием «Орудийный досылатель». Интересный и хороший навык. Очевидно, что нужен машинам с большим количеством HP - Маус, Е100. Там ситуация «остался с 10% HP» случается часто. Еще одно применение - на САУ. «Хитрые» игроки оставляют себе 10% с помощью своей команды. Конечно, скорость перезарядки в таком случае увеличивается, но не забывайте о том, что с 10% вас любой выстрел отправит в ангар. + 10% к скорости перезарядки если прочность менее 10%.

Интуиция (навык) - создает вероятность того, что нужный боеприпас уже заряжен при смене типа снарядов. Для повторного использования навыка необходимо полностью перезарядить орудие. Эффект усиливается, если навык приобретен двумя заряжающими. Пригодится, если вы часто меняете тип снаряда. В зависимости от количества заряжающих вероятность от 15% до 30%.

Радист

Радиоперехват (умение) — увеличивает дальность обзора. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект суммируется в сочетании с умением «Орлиный глаз». +3% при 100% изучении умения. Чем лучше обзор танка, тем больше прибавка с навыка.

Изобретатель (умение) - увеличивает дальность связи радиостанции. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. +20% при 100% изучении умения. Полезно для танков со слабой радиостанцией, таких как T2LT, например.

Ретранслятор (умение) - увеличивает дальность связи всех союзных танков в радиусе действия радиостанции игрока. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. + 10% при 100% изучении умения. Своеобразное умение. Никакой пользы для вас, но польза для команды. Пригодится в турнирах.

Из последних сил (навык) - позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка передавать координаты танков противника в течении еще двух секунд. Эффект не суммируется, если навык приобретен двумя радистами. Замечательный навык для «светляков». Как часто случалось, что САУ не успевала сводиться по засвеченным целям? С этим навыком таких случаев станет меньше.